Джузеппе Верди и его «Сила судьбы»

  • 19 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В ноябре 1862 года в петербургском Мариинском театре прошла премьера оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы», заказанной итальянскому композитору дирекцией императорских театров. Драматическая коллизия, легшая в основу нового сочинения Верди, призвана была убедить зрителя в предопределенности человеческой судьбы, отчаянное сопротивление которой способно лишь усилить людские страдания и доставить несчастье тем, кто берет на себя смелось противостоять роковому стечению обстоятельств. Герои оперы живут в XVIII веке, сюжет либретто разворачивается в Испании и Италии. Донна Леонора и дон Альваро любят друг друга, но принадлежат к разным социальным сословиям. И потому им не суждено жить долго и счастливо: нелепая смерть отца девушки, противника их брака, и является тем фатумом, что разлучает влюбленных навсегда.
Джузеппе Верди и его «Сила судьбы»
Литературным мотивом оперы стала пьеса Анхеля де Сааведры «Дон Альвар, или Сила судьбы», поставленная в Милане еще в 1835 году. Автором либретто стал Франческо Пьяве, известный итальянский литератор и режиссёр. С Верди они плодотворно сотрудничали — Пьяве написал либретто для десяти его опер. Можно сказать, что у великого композитора был свой личный либреттист. Мировая премьера оперы «Сила судьбы» в Мариинском театре в 1862 году вызвала немало споров среди театральных критиков, предъявлявших претензии и к музыке, и к сложной драматургии спектакля, и к мрачному финалу, когда погибали все его главные герои. Верди взялся за вторую редакцию оперы, для чего пришлось переделывать и либретто. Новым либреттистом стал Антонио Гисланцони. Он известен тем, что за свою жизнь создал более восьмидесяти либретто для разных композиторов. Внес свою лепту в переработку литературного текста «Силы судьбы» и Верди. Теперь в финале оперы погибали не все. В частности, композитор и либреттист оставили в живых дона Альваро. Правда, непонятно, зачем, ибо на его глазах возлюбленная Леонора умирала. Тем не менее, именно в таком виде опера «Сила судьбы» с громким успехом была поставлена в миланском театре «Ла Скала» в 1869 году.

Последние выпуски программы

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.