Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка

  • 22 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Ах, мое жалованье, мое жалованье! Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи, оскорбленные родители, погубленные женщины, мужья, доведенные до крайности, — все, все довольны. Не повезло только мне». Кто этак так переживает? Ну конечно это Сганарель, плачущий не по поводу преждевременной смерти своего господина Дон Жуана, а из-за жалованья, которое ему не удалось вовремя получить. Трагическая кончина Дон Жуана, уверен Сганарель, оказалась «всем на руку», но только не ему одному. А премьера ныне хорошо известной пьесы состоялась в Париже на сцене театра Пале-Рояль в феврале 1665 года под названием «Дон Жуан, или Каменный пир» (в русском переводе «Дон Жуан, или Каменный гость»). Роль Сганареля исполнял сам автор — Мольер, создавший эту комедию нравов. Да, именно в таком жанре была написана пьеса, несмотря на печальный конец. Драматург предлагал посмеяться над моралью современного ему дворянского общества. Сатира оказалась довольно едкой — в том числе и по этой причине вскоре спектакль сошел со сцены, лишь после смерти Мольера пьесу вновь поставили.
Мольер в балете: «Дон Жуан» Глюка
Не увидел Мольер и балет-пантомиму по мотивам комедии, музыку к которой почти век спустя написал Кристоф Виллибальд Глюк на либретто итальянского поэта Раньери де Кальцабиджи. Впервые балет представили в Вене, в Придворном театре в октябре 1761 года. Балетмейстером выступил Гаспаро Анджолини. На сцену вышли все те же действующие лица — Дон Жуан, Командор, его статуя и дочь Эльвира. Наиболее эффектно было поставлено третье действие балета. Дон Жуан, приняв приглашение Командора прийти на его могилу, оказывается на кладбище. Здесь и стоит статуя Командора. Ожившее изваяние Командора крепко жмет руку Дон Жуана, призывая его раскаяться. Тут и происходит сущее светопредставление: из недр разверзшейся земли возникает огонь, на сцене появляются фурии. Цепями они сковывают охваченного страхом Дон Жуана, которому суждено погибнуть… Таков финал балета. А сотрудничество либреттиста и композитора продолжилось, но в ином жанре: Кальцабиджи написал либретто к опере Глюка «Орфей и Эвридика»

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.