Прокофьев и Шекспир: «Ромео и Джульетта»

  • 26 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Одна из самых известных трагедий Вильяма Шекспира, местом действия которой автор выбрал итальянскую Верону, рассказывает о несчастной любви юноши и девушки из враждующих семей Монтекки и Капулетти. Создание пьесы относится к концу 16 столетия. Вот уже более четырех веков описанная Шекспиром история не дает покоя режиссёрам театра и кино, артистам, художникам, композиторам, переводчикам, искусствоведам. На её сюжет написано и немало музыкальных произведений. В том числе оперы Винченцо Беллини и Шарля Гуно, драматическая симфония Гектора Берлиоза, увертюра-фантазия Петра Чайковского и балет Сергея Прокофьева. Выбирая из нескольких литературных сюжетов (среди которых была даже легенда о Тристане и Изольде), Сергей Сергеевич остановился именно на трагедии Шекспира. Первоначально композитор планировал создать этот балет для Кировского театра в Ленинграде (ныне Мариинского). Однако судьба сложилась так, что в итоге договор на первую постановку был заключен с московским Большим театром в 1935 году. Но в итоге премьера прошла совсем в другой стране — на сцене Национального театра чехословацкого города Брно в 1938 году.
Прокофьев и Шекспир: «Ромео и Джульетта»
А сочинял музыку Прокофьев непосредственно в доме отдыха Поленово. Либретто создавалось в муках. Сам Прокофьев, а также режиссёр Сергей Радлов и драматург Адриан Пиотровский задумали изменить трагический финал, завершив балет счастливым концом. Но позже они вернулись к подлинной литературной основе. Времена стояли на дворе непростые. И неслучайно, что балет так и не был поставлен в Большом театре в 1935 году. Инициативу перехватил Кировский театр, здесь над будущим балетом с конца 1938 года стал работать Леонид Лавровский, который внес в либретто существенные изменения, создав по сути новую музыкально-драматургическую канву спектакля. В январе 1940 года в Ленинграде состоялась премьера, главные партии танцевали Галина Уланова и Константин Сергеев. Постановка стала канонической. А выдающийся балетмейстер Леонид Лавровский с тех пор по праву считается одним из авторов либретто балета «Ромео и Джульетта».

Последние выпуски программы

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.