«Ундина». Опера Чайковского на либретто Соллогуба

  • 27 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Давно ли вы перечитывали произведения барона Фридриха Генриха Карла-де ля Мотт Фуке? Возьмите любую его книгу из своей библиотеки и откройте. Не можете найти? Странно! А вот Пётр Ильич Чайковский чуть ли не наизусть знал повесть «Ундина», написанную этим прусским писателем и поэтом эпохи романтизма, опубликованную еще в 1811 году. Недаром свою любимую сестру Пётр Ильич ласково звал Ундиночкой. Хотя нарекли ее при рождении Александрой. Ундина — так зовут русалку, пленившую сердце воинственного рыцаря. Но клятва его оказалась непрочной: вскоре рыцарю повстречалась другая прелестница, заставившая позабыть прекрасную русалку. В наказание Ундина готова осыпать проклятиями несостоявшегося жениха… В России повесть «Ундина» увидела свет в стихотворном переложении Василия Жуковского. Именно первое издание этой книги и занимало свое почетное место в библиотеке Чайковского.
«Ундина». Опера Чайковского на либретто Соллогуба
Что же касается либретто, то написал его Владимир Соллогуб осенью 1844 года. Но Петру Ильичу было всего четыре годика — неужели он способен был в таком возрасте создавать серьёзные музыкальные произведения? В том-то и дело, что либретто создавалось для другого композитора — Алексея Львова, того самого, что является автором музыки государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!». Премьера «Ундины» на музыку Львова прошла в 1848 году, не снискав успеха у публики. Чайковский, создавая свою «Ундину» в 1869 году, воспользовался либретто Соллогуба. Образ русалки взволновал его, он не мог читать «Ундину» в переводе Жуковского без слез: «Ундина, которая восхищает и трогает, невозможна на сцене», признавался композитор. Однако и вторая опера «Ундина», сочинённая на это раз Чайковским, не увенчалась успехом. Дирекция Императорских театров отвергла сочинение Петра Ильича. Автор уничтожил партитуру. Однако, отдельные фрагменты все же сохранились, став составной частью других произведений великого композитора. Мы и по сей день можем услышать их в балете «Лебединое озеро» и Второй симфонии Чайковского.

Последние выпуски программы

Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.

Опера без царя: «Опричник» Чайковского

«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.