Урок восхищения

Выпуск 5
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Однажды волею и благосклонностью судьбы мне посчастливилось присутствовать на первом уроке маэстро Даниила Крамера с молодым музыкантом, имеющим хорошее классическое образование: девятнадцатилетний молодой человек увлёкся джазом и хотел понять, как ему правильно двигаться по новому пути. Для него это была большая удача, а для меня — день счастливого удивления!
Было просто поразительно, сколько нового о джазе я узнала. Причём именно в обоих значениях этого слова: узнала новое и узнала в лицо хорошо знакомое, только в другом ракурсе, в другой системе, но в тех же общих координатах искусства! Мои, к сожалению, не воспитанные и не приученные в нужной мере к джазу уши и мои аналитические навыки, настроенные на определённую академическую стилистику, вдруг обнаружили прекрасную бездну новой информации и новой эстетики.
Правда, временами, когда маэстро увлекался и начинал импровизировать, мой логический анализ отключался. Я просто улетала в ритмический поток, практически неведомый академическому исполнителю, и заново слышала звук хорошо знакомого мне рояля, которому, как мне показалось, джаз идёт даже больше, чем классика. Хотя я прекрасно понимаю, что дело не в рояле, а в пианисте!
Как это звучало! Какой воздух был в агогике, какая сочность и естественность гармоний, какое чувство ритма, драйва, свинга, какая независимость рук, какой вкус потрясающий!
Урок восхищения
Мой восторженный тон легко понять. Происходящее было для меня открытием, откровением, притом что язык, на котором маэстро говорил с нами, объясняя базовые понятия, был близок и понятен, иначе изумление моё было бы более озадаченным и молчаливым. А так, поскольку осознать происходящее получалось благодаря тому общему, что есть у джаза и классического исполнительства, впечатление моё совершенно осознанное.
Когда музыкант высочайшего уровня мастерства готов делиться своим знанием, опытом и пониманием, да ещё и так щедро и с такой любовью к музыке, и не как-то школьно-сухо-схоластически, а так вдохновенно и восторженно по отношению к искусству — в эти моменты я ощущаю себя в идеальном мире, в котором царит гармония и добро.
Спасибо Даниилу Борисовичу за этот необыкновенный «урок восхищения», за талант, мастерство и мудрость!

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.