Дихотомии

Выпуск 6
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Говорят, у Ахматовой был любимый тест для новых знакомых:
— Чай или кофе?
— Кошка или собака?
— Пастернак или Мандельштам?
Ключ к тесту таков. Анна Андреевна считала, что два полюса человеческой натуры в самом деле легко определить при помощи этих трёх дихотомий. Два наиболее выраженных варианта — «чай, собака, Пастернак» и «кофе, кошка, Мандельштам» — во всём противостоят друг другу. Набор «чай, собака, Пастернак» изобличал человека надёжного, но простоватого — психически нормальную личность, отличающуюся оптимизмом и душевным здоровьем; «кофе, кошка, Мандельштам» — человека более изысканного, но менее нравственного. «Кофе, кошка, Мандельштам» — питерский полюс; «чай, собака, Пастернак» — московский.
Можно, конечно, спорить с великим русским поэтом на тему этих попыток «раскусить» людей в духе соционики. Однако есть над чем задуматься в плане дихотомии «Пастернак — Мандельштам». Ведь это далеко не единственное противопоставление в истории искусств. Более того, закон парных случаев работает повсеместно.
В музыке сплошные пары. Бах — Гендель. Моцарт — Бетховен. Шопен — Шуман. Дебюсси — Равель. Прокофьев — Шостакович.
Чайковский — Брамс. Ставлю эту пару отдельно.
Какие-то из этих пар единомышленники. Например, Шопен и Шуман, относившиеся друг к другу с интересом и уважением, взаимно посвящавшие сочинения друг другу, хотя вовсе не стоит сводить их художественные отношения к простой дружбе.
Некоторые, как Моцарт и Бетховен, во многом как метафорические отец и сын. Оба — представители того течения в искусстве, которое мы знаем как венскую классическую школу. На непросвещённый или детский взгляд, почти неотличимы друг от друга. Но при более глубоком изучении можно сказать, что нет двух столь несхожих творцов в рамках одного художественного стиля.
И особая «пара» (ставлю кавычки) — Чайковский — Брамс. Между ними уж и просто кармическая связь: общий день рождения и множество пересечений. При этом — полное неприятие немецкого коллеги со стороны Чайковского, выраженное во множестве язвительных письменных свидетельств, и тем не менее глубинное сходство во многих аспектах творчества.
Такие пары можно составлять не только в рамках одного вида искусства. Можно смело объединить в пары Моцарта и Пушкина, Чайковского и Толстого, Баха и Леонардо. Такие сопоставления, гармоничные или парадоксальные, — всегда тема для размышлений и более глубокого понимания особенностей каждого из участников пары по простому принципу поиска сходств и различий.
Да и в нашей обыденной жизни часто ситуации происходят по закону парных случаев, пусть это и не имеет прямого отношения к искусству.
А вы замечали проявления этого загадочного неписаного закона?

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.