Люди в музыке. Концертмейстеры

Выпуск 16
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одна из самых распространённых и многообразных музыкальных профессий. Концертмейстеры — настоящие труженики фортепианного искусства, как жаль, что так часто недооцененные — и морально, и материально… Верная поддержка солисту, за годы сотрудничества становятся практически как родственники, самые близкие люди для певцов и инструменталистов. Такие же дипломированные специалисты, как и любой концертирующий солист-пианист.
Уточню, что мы не должны в этой ситуации путать людей этой профессии с концертмейстером оркестра; в оркестре концертмейстер — это первая скрипка, а мы сейчас говорим о пианистах-аккомпаниаторах.
У концертмейстеров есть свои узкие специализации: концертмейстер солиста-виолончелиста — это одна задача, а концертмейстер в вокальном классе — совсем другая.
Вообще концертмейстер в учебном процессе выступает не просто в роли сопровождения, а ещё и как правая рука педагога, помогая ему не только как аккомпаниатор, но и как опытный музыкант, знающий, где помочь солисту в плане ансамбля и уже изучивший специфику преподавания, так что иной раз мог бы и сам урок провести.
А некоторые оперные концертмейстеры называются специальным английским словом «коуч», то есть наставник — они выучивают с певцом текст его роли и даже прорабатывают с ним детали произношения на том или ином языке. Прежде, чем певец выйдет репетировать с оркестром, он уже заранее представляет себе всю канву музыкального текста благодаря работе концертмейстера, который играл ему всю оркестровую партию в переложении для фортепиано.
Люди в музыке. Концертмейстеры
Отдельные специализации — концертмейстер в балете; концертмейстер хора.
Концертмейстер ещё и психолог — солисту нужна гарантированная поддержка, он должен знать, что концертмейстер выручит, что бы ни случилось. Концертмейстер часто берет на себя и дирижерские задачи — задать верный темп, гибко следовать за любой прихотливой фразировкой солиста. И наоборот, когда солист выступает с оркестром — мы говорим, что этот дирижёр — прекрасный аккомпаниатор. Только в его руках уже не фортепиано, а целый оркестр.
Пианист-концертмейстер — потрясающе интересная профессия. Ему под силу стать целым оркестром — или создавать вдвоём с певцом тончайшие, интимные образы камерной вокальной лирики.
Он может бережно работать с начинающим малышом — а может блистать на лучших сценах вместе со звёздным солистом. А если захочет — то может выйти и сыграть и соло.
Ведь талантливый человек талантлив во всем, и наши дорогие концертмейстеры тому прекрасное доказательство.

Последние выпуски программы

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.

Музыка тишины

Наш быт полон звуков. Даже сейчас, когда я воскресным утром пишу эти строки, за окном у меня ездят немногочисленные машины, из ближайшего храма раздается колокольный звон, поют птицы. Это всё становится привычным звуковым фоном, на который мы обычно даже не обращаем особого внимания.