Люди в музыке. Музыковеды, музыкальные журналисты, критики

Выпуск 17
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Особые люди, особые взгляды, особые отношения. Невероятно ценные для артиста критические замечания и убийственные рецензии — все это они. Исследования о музыке, изучение всевозможных музыкально-теоретических наук, осмысление и подведение теоретической базы под искусство творцов — это все тоже они. Умники и умницы, интеллектуалы, они всегда трудятся рядом с представителями других музыкальных специальностей — и с композиторами, и с исполнителями.
Каждый из них когда-то начинал с освоения музыкального инструмента на серьезном профессиональном уровне. И проявив недюжинные слуховые, аналитические и интеллектуальные способности, в определенный момент избрал стезю музыковедения. Пройдя сложнейшее обучение, узнав все секреты устройства музыки, молодой специалист оказывается перед развилкой многих дорог. Можно заняться наукой, а можно прикладными видами деятельности. Можно писать, а можно говорить о музыке.
Люди в музыке. Музыковеды, музыкальные журналисты, критики
Отношения творцов и критиков никогда не были простыми — можно вспомнить огромное количество примеров, как молодые и не очень композиторы страдали
от резких и зачастую очень обидных высказываний в адрес их новых сочинений и их дарований в целом. Однако эти драматические истории теперь очень вдохновляют юных музыкантов, сталкивающихся с той или иной критикой в начале пути.
Но были и совсем другие критики — например, вдохновитель и идеолог Могучей кучки Владимир Васильевич Стасов.
Музыканту всегда нужны доброжелательные уши, которым он может доверять. Педагог ведь тоже по сути критикует игру ученика, но он своей критикой желает ученику роста, ставя цели и помогая их добиваться, и мы верим в благие намерения учителя. Когда критика конструктивна и высказана доброжелательно и аргументированно — любой артист будет благодарен за такой отзыв квалифицированного специалиста.
У больших артистов чаще всего совсем немного тех, чьему вкусу и опыту они могут по-настоящему доверять. Я сейчас говорю с позиции солиста, конечно; но знаю точно, что обидные хлесткие отзывы ради красного словца в статье еще никому из артистов не помогли стать лучше. А вот честному, справедливому и уважительному слову компетентного коллеги мы всегда рады. Да здравствуют творческие содружества композиторов, артистов и критиков! Что вовсе не должно означать кукушку, хвалящую петуха, и наоборот.

Последние выпуски программы

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.

Музыка тишины

Наш быт полон звуков. Даже сейчас, когда я воскресным утром пишу эти строки, за окном у меня ездят немногочисленные машины, из ближайшего храма раздается колокольный звон, поют птицы. Это всё становится привычным звуковым фоном, на который мы обычно даже не обращаем особого внимания.