Люди в музыке. Мастера

Выпуск 19
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мастера бывают разными — специалистами по струнно-смычковым инструментам, по духовым и по всем остальным. Ну, а в моём случае — это фортепианные мастера, их ещё называют настройщиками; но это слово не подходит настоящим знатокам сложнейших устройств — роялей и пианино. Несмотря на их кажущуюся неодушевленность, мы относимся к инструменту как к живому существу, которое может быть на пике формы, а может приболеть или просто закапризничать, и руки и знания мастера приходят ему на помощь.
Вы удивитесь, но подавляющее большинство пианистов не могут сами даже на элементарном уровне привести в порядок свой инструмент — слишком сложно он устроен, слишком тонкий слух и специфические навыки нужны для настройки, а особенно регулировки механики и интонировки. Но это именно то, что даёт концертному роялю потенциальную возможность петь и сверкать всеми регистрами своего диапазона под пальцами виртуоза. Какое наслаждение прикасаться к роялю после того, как над ним колдовал Мастер, исправлял малейшие неровности и одному ему слышимые недочеты. Инструмент, когда он в идеальном состоянии, становится больше чем просто инструментом, он сам начинает подсказывать решения, вдохновляет на поиск и импровизацию. Фабрика, на которой появляются на свет рояли — в наши дни уже не просто ремесленный цех, а настоящий высокотехнологичный НИИ изучения возникновения и продления фортепианного звука с помощью молоточка, струны, деки и многого другого. Помню, какие необычные ощущения испытала однажды там, в специальной камере без акустики, обитой особыми звукопоглощающими материалами — даже звук собственного голоса было трудно узнать.
Люди в музыке. Мастера
Фортепианный мастер всегда дежурит на сессии звукозаписи — если на концерте что-то исправить можно только в антракте, то в студии помощь мастера требуется постоянно, чтобы на итоговом варианте записи, состоящей из множества дублей, строй инструмента был бы неизменно идеален.
Мастера — люди одновременно из мира искусства и техники. От хорошего мастера зависит едва ли не половина итогового сценического результата. Поэтому великие пианисты всегда ездят на гастроли со своими настройщиками. То есть, конечно, настоящими мастерами своего дела.
Прекрасная это музыкальная профессия. В нашей стране сейчас есть нехватка фортепианных мастеров, и я бы мечтала, чтобы была создана для них настоящая школа.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.