Воля случая в карьере музыканта

Выпуск 29
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Что нужно, чтобы стать музыкантом?
Нужны, конечно, особые природные данные — музыкальный слух, память, чувство ритма, общая скорость реакции, эмоциональный склад характера.
Нужна работоспособность, умение много часов ежедневно концентрироваться на задаче, умение ставить цели и достигать их — часто самостоятельно, без контроля условного руководителя. Музыкант учится много лет, поэтому важно на этом долгом пути не потерять энтузиазм и любовь к делу.
Воля случая в карьере музыканта
Но есть ещё и такой фактор, как удача. Необъяснимый, но очень важный.
Первая удача — родился ли человек в семье, где музыка имеет значение?
Если родители — сами музыканты, тут все более-менее понятно. А если нет? Отведут ли родители своего ребёнка в музыкальную школу, а главное, к какому педагогу он попадёт? И на какой инструмент?
Известны случаи, когда великих музыкантов в детстве не хотели принимать в музыкальную школу. Однако в их случае удача, она же судьба, сработала так, что все встало на свои места.
В учёбе важнее усердие, чем удача, однако в эпоху, когда музыкальные конкурсы разных уровней переживают расцвет, если не сказать более — на них тоже может пригодиться удача. Правда, вряд ли какой-то из бесчисленного количества мелких конкурсов окажет решающее влияние на судьбу — но есть и крупнейшие значительные состязания. Победить на крупном международном конкурсе — сочетание сразу нескольких факторов везения, помимо, безусловно, мастерства, таланта и вдохновения.
Удача — это ещё и в нужный момент встретить поддержку в профессиональной среде. Познакомиться с дирижёрами, импресарио, получить положительные отклики от прессы и коллег, заслужить их уважение своим профессионализмом, создать себе репутацию не просто творческого человека, но и надёжного партнера, который помимо профессиональных качеств ещё и ответственно относится к работе — не опаздывает на самолеты и репетиции, не бывает плохо готов к выступлению, адекватно общается с администраторами, прессой и слушателями.
Счастливые случаи приходят к тем, кто к ним готов. Часто бывает, что заболел артист, и молодого музыканта срочно зовут на замену. Это один из очень частых счастливых случаев. Готов внезапно выйти и заменить коллегу, готов быстро привести в форму нужный репертуар — молодец. Не готов — твой счастливый случай уплыл к другому.
«Везёт тому, кто сам везёт», как говорит пословица; по-настоящему талантливые люди не могут остаться незамеченными. Грани каждого таланта складываются в особый путь, не обязательно прямой и гладкий, зато неповторимый.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.