Заниматься или репетировать?

Выпуск 32
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это рассказ про тонкие нюансы профессиональной речи. Казалось бы, это практически одно и то же. Однако музыканты чётко различают эти понятия.
Есть вещи совершенно очевидные. Например, если собрался оркестр, то он точно репетирует. А если музыкант дома один, он занимается. Никак иначе. Дома в одиночку репетировать просто невозможно! Поэтому для нас странно звучит вопрос: «А ты обычно много репетируешь?»
Заниматься или репетировать?
А если музыкант один в пустом зале, он занимается или репетирует? Например, если гастролёр приехал в город, чтобы играть с оркестром, и уже утром с оркестром отрепетировал, а после общей репетиции зал вдруг оказался свободен, и наш солист остался на сцене один повторить свои трудные места, — это он остался позаниматься.
Таким образом, у нас есть предварительный вывод: репетиция — это когда участвуют несколько музыкантов или оркестр. Чаще всего это действительно так.
Но что, если солист пришёл на сцену один за некоторое время до концерта, чтобы проверить акустику или попробовать рояль? Это уже не занятия. Это самая настоящая репетиция. Таким образом, репетиция — это когда мы в своей собственной игре уже особо ничего не улучшаем, а пробуем обстановку, примеряем на себя ситуацию грядущего концерта.
Если ученик в классе играет педагогу, это они занимаются. Если же те же ученик и педагог перешли в концертный зал школы и ту же самую программу сыграли там, это репетиция. Ничего не изменилось, кроме помещения!
Что же происходит, если встречается небольшой ансамбль, например дуэт? Пианист сидел у себя дома, спокойно занимался. Тут к нему пришёл скрипач, и они начали… правильно, репетировать. Но, с другой стороны, если ансамбль существует уже много лет, артисты друг к другу давно привыкли и дружат, они вполне могут сказать: «А давайте завтра встретимся, позанимаемся».
Вот мы вывели ещё один, пожалуй, самый главный и верный параметр. Занятия — это процесс личный, скрытый от посторонних глаз. А репетиция — это уже что-то более открытое, публичное.
Ну, а вот упражняться, тренироваться и практиковаться нам и вовсе никогда не приходится. Нет таких слов для музыканта! Но зато мы можем «исполнять», «выступать», немного вычурно — «музицировать» или, наоборот, просто-напросто «играть» и делаем это с удовольствием!

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.