В этом году нам всем пришлось освоить то, о результативности чего раньше даже как-то неохота было спорить: настолько всё было очевидно. Очевидно, что звук, передаваемый посредством скайпа или зум-конференции, искажается, что отсутствие прямого живого контакта негативно сказывается на эмоциональном состоянии ученика и учителя, и многое другое, что не давало нам всерьёз воспринимать возможность проведения уроков специальности через интернет. Однако жизненная необходимость заставила нас пересмотреть многие принципы и расширить свои взгляды.
Теперь мы знаем, что уроки онлайн бывают двух типов: в прямом эфире (назовём это условно «скайп») и по видеозаписям. Пользуемся мы обоими, и уже понимаем возможности каждого из них.
Урок в скайпе неизбежно влечёт за собой значительные искажения звука, иной раз вплоть до полной неузнаваемости тембра инструмента, и мы зависимы от качества связи у обеих сторон. Однако этот способ позволяет делать замечания ученику прямо в режиме реального времени, останавливать его игру, что-то исправлять, объяснять подробно, показывать на инструменте. Это единственный способ, подходящий для занятий с малышами. У них темпы исполнения ещё не высоки, педалью они почти не пользуются, то есть искажения звука не столь критичны, а видеть их ручки, аппликатуру, посадку крайне важно. И маленькому ученику особенно необходимо ощущать прямой контакт с преподавателем, пусть и через экран. Кроме того, в этом случае преподаватель может использовать показ на своём инструменте.
Способ занятий по видеозаписи ученика с последующими письменными комментариями учителя намного более информативен с точки зрения качества звука. Именно поэтому видеозаписи применяются для отборов на крупные международные конкурсы, а трансляции в скайпе — никогда. А письменные замечания намного полезнее для запоминания и проработки учеником, ведь он может их перечитывать не один раз. К тому же, пока ученик сделает запись, которая устроит его самого, он уже проведёт немалую часть самостоятельной работы. А учитель, разбирая исполнение, имеет возможность переслушивать отдельные фрагменты по нескольку раз, не прерывая ученика, что тоже важно. На заключительном этапе работы над программой учитель уже может и устно откомментировать основные проблемы. В целом способ работы по видеозаписи намного более трудоёмкий для ученика и учителя, если оба подходят к делу ответственно, но он и намного более результативен, чем онлайн-связь. Он хорош для ребят постарше, начиная примерно с двенадцати лет. В работе с талантливым и умным учеником этот способ по эффективности может приближаться к очному уроку.
Как бы там ни было, особого творческого роста ни один из этих двух способов дать нам не может. Можно сохранить дисциплину, хотя избежать эмоционального спада никак не получится. Когда наша жизнь наладится, дистанционное обучение останется в нашей жизни как способ поддерживать относительно продуктивный творческий контакт людям, временно находящимся в разных городах или странах. Но полноценным заменителем очного обучения в творческих профессиях дистанционка вряд ли когда-либо станет.