Дистанционное обучение

Выпуск 37
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этом году нам всем пришлось освоить то, о результативности чего раньше даже как-то неохота было спорить: настолько всё было очевидно. Очевидно, что звук, передаваемый посредством скайпа или зум-конференции, искажается, что отсутствие прямого живого контакта негативно сказывается на эмоциональном состоянии ученика и учителя, и многое другое, что не давало нам всерьёз воспринимать возможность проведения уроков специальности через интернет. Однако жизненная необходимость заставила нас пересмотреть многие принципы и расширить свои взгляды.
Дистанционное обучение
Теперь мы знаем, что уроки онлайн бывают двух типов: в прямом эфире (назовём это условно «скайп») и по видеозаписям. Пользуемся мы обоими, и уже понимаем возможности каждого из них.
Урок в скайпе неизбежно влечёт за собой значительные искажения звука, иной раз вплоть до полной неузнаваемости тембра инструмента, и мы зависимы от качества связи у обеих сторон. Однако этот способ позволяет делать замечания ученику прямо в режиме реального времени, останавливать его игру, что-то исправлять, объяснять подробно, показывать на инструменте. Это единственный способ, подходящий для занятий с малышами. У них темпы исполнения ещё не высоки, педалью они почти не пользуются, то есть искажения звука не столь критичны, а видеть их ручки, аппликатуру, посадку крайне важно. И маленькому ученику особенно необходимо ощущать прямой контакт с преподавателем, пусть и через экран. Кроме того, в этом случае преподаватель может использовать показ на своём инструменте.
Способ занятий по видеозаписи ученика с последующими письменными комментариями учителя намного более информативен с точки зрения качества звука. Именно поэтому видеозаписи применяются для отборов на крупные международные конкурсы, а трансляции в скайпе — никогда. А письменные замечания намного полезнее для запоминания и проработки учеником, ведь он может их перечитывать не один раз. К тому же, пока ученик сделает запись, которая устроит его самого, он уже проведёт немалую часть самостоятельной работы. А учитель, разбирая исполнение, имеет возможность переслушивать отдельные фрагменты по нескольку раз, не прерывая ученика, что тоже важно. На заключительном этапе работы над программой учитель уже может и устно откомментировать основные проблемы. В целом способ работы по видеозаписи намного более трудоёмкий для ученика и учителя, если оба подходят к делу ответственно, но он и намного более результативен, чем онлайн-связь. Он хорош для ребят постарше, начиная примерно с двенадцати лет. В работе с талантливым и умным учеником этот способ по эффективности может приближаться к очному уроку.
Как бы там ни было, особого творческого роста ни один из этих двух способов дать нам не может. Можно сохранить дисциплину, хотя избежать эмоционального спада никак не получится. Когда наша жизнь наладится, дистанционное обучение останется в нашей жизни как способ поддерживать относительно продуктивный творческий контакт людям, временно находящимся в разных городах или странах. Но полноценным заменителем очного обучения в творческих профессиях дистанционка вряд ли когда-либо станет.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.