Надо ли музыканту беречь руки?

Выпуск 53
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ещё один «вечный вопрос», который задают музыкантам все, в том числе и мы сами об этом думаем.
Руки музыканта, да и в целом тело, — это ещё один инструмент. Я чувствую, что руки и музыкальный инструмент составляют единое целое; идёт один нервный импульс, он проходит от мозга через уши, плечи, локти, кисти, кончики пальцев, в этом процессе участвует спина, корпус и даже ноги, а заканчивается этот импульс на дне клавиши, которое мы ощущаем как конечную точку приложения усилия при звукоизвлечении. А вовсе не молоток, который физически ударяет по струне. Управляет всем, конечно, голова и слух; но и роль рук нельзя преуменьшать.
Конечно, мы бережём руки. Мы стараемся всегда взвешивать риски: мы аккуратны при использовании колюще-режущих предметов, мы не перенапрягаем мышцы рук. Лично я десять лет каталась на горных лыжах, просто потому что мне это очень нравилось. Но потом случилась небольшая травма пальца, и теперь этот вид спорта навсегда для меня под запретом: удовольствие от катания невозможно поставить рядом с гипотетической возможностью лишиться профессии, к тому же лыжи бывают и равнинные. Когда мы учились в консерватории, у нас на уроках физкультуры были разрешённые виды спорта: беговые лыжи, бадминтон и настольный теннис. А вот уже большой теннис не полезен для кистей рук, не говоря уже о волейболе и так далее. Хотя многие музыканты очень любят играть в футбол. Надеюсь, они осторожны!
Для меня не существует проблемы маникюра: я его делала всего два раза в жизни по особым поводам. Дело не в том, что я сторонник неухоженных рук, а в том, что на кончиках пальцев у нас есть небольшие участки кожи, похожие на мозоли. Если их отшлифовать, то играть на некоторое время становится не очень приятно. Не говорю уже о лаке: и ощущения от него неприятные, и облезает он от занятий в течение часа. По добрым старым неписаным правилам на руках пианиста может быть только обручальное кольцо — ничего больше: ни лака на ногтях, тем более цветного, ни браслетов на запястьях, ни перстней. Это считается не комильфо, непрофессионально.
Кожа пальцев может трескаться, и нередко можно видеть разбитые в кровь пальцы. Особенно часто это встречается у молодых музыкантов, подростков, у которых организм находится в стадии развития, а с возрастом эти проблемы чаще всего проходят, и кожа становится крепче.
Руки можно переиграть, то есть путём интенсивных занятий перенапрячь определённые группы мышц, и это очень опасно, до этого надо всеми силами стараться не доводить. Так же опасно играть с температурой. Обычно не рекомендуется играть при температуре выше 37,2. Хотя в жизни случается всякое, есть разные ситуации и обязательства. Мне доводилось играть концерты с температурой за 38. К счастью, без последствий. Но так делать, конечно, нельзя. Это может принести рукам большие и даже непоправимые неприятности.
Холодными руками играть трудно. Перед выступлением желательно разыграться и привести руки в тёплое, свободное состояние. Хотя и мёрзнуть они могут не от внешней среды, а от волнения. Мышцы рук у всех от природы разные: кому-то требуется время для разыгрывания, а кто-то сходу может играть самые сложные пассажи; у кого-то руки потеют, а у кого-то кожа сухая и скользит.
Музыкант сам лучше всего знает, как беречь свои руки и ухаживать за ними. И пусть наши руки будут всегда в лучшей форме!

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.