Концертный костюм — это важная деталь, требующая к себе особого внимания и подхода. Концертная одежда пианиста должна быть не только элегантной и соответствующей ситуации выступления, но она ещё должна быть удобной. Настолько удобной, чтобы ничто не отвлекало от игры. У пианистов-мужчин всё выглядит довольно стандартно — фрак или смокинг, или более либеральный вариант — чёрная рубашка. У женщин же всё гораздо сложнее.
Вспоминаю всех нас в детстве, когда решение было самое простое — белый верх, черный низ, юбка средней длины. Это было уместно и на экзамене, и на концертах. И как-то раз я в таком «беспроигрышном» виде отправилась на концертный тур в Японию. Мне было 13 лет.
Японцы ничего не сказали. Это необыкновенно вежливые люди. Они просто после первого же концерта пригласили меня в огромный магазин нарядных платьев. Я вышла оттуда с огромной коробкой, в которой лежал подарок — платье, достойное принцессы. С этого момента для меня началась новая жизнь. В ней я — ещё маленькая, но всё-таки артистка — должна была не только достойно выступать, но и внешний облик должен был гармонировать с музыкой.
В концертном наряде важно, чтобы он не стеснял движений. Наши основные движения при игре мы делаем плечами, локтями и спиной. На уровне плеч покрой платья должен быть максимально удобным, потому что нет ничего хуже скованности или заботы о том, как бы что-нибудь куда-нибудь в процессе игры не сползло, и прочих отвлекающих мыслей и ощущений. Например, я не очень люблю длинные рукава, предпочитаю открытые руки — не столько из соображений эстетики, а именно для ощущения свободы во время игры. Традиционно для сцены считаются уместными длинные платья до пола, фасон юбки (или брюк, как вариант) может быть любой. Но, например, в узкой юбке тоже играть весьма неудобно — опора на ноги очень важна, и если движения стеснены, можно даже потерять равновесие во время игры. Вопрос каблуков тоже важен: совсем без каблука на сцене нехорошо, осанка будет не та, но и чрезмерно высокий каблук или слишком острый нос туфель может негативно повлиять на педализацию.
Стилистика одежды, как мне кажется, должна так или иначе соответствовать исполняемой музыке. Конечно, есть и универсальные наряды, которые подойдут и к барокко, и к эпохе романтизма, и к 21 веку, но бывают и более точные попадания в конкретный стиль. И, конечно, личный стиль есть у каждой артистки, это часть её образа.
В наше время женщины-музыканты на сцене, случается, позволяют себе нарушение всех возможных традиций в плане внешнего вида, тем самым эпатируя почтеннейшую публику и заставляя пользователей социальных сетей выплескивать бури поляризованных эмоций не по поводу услышанного, а по поводу увиденного. Это новое поколение, новая эпоха идёт на смену консервативному стилю, царствовавшему на концертной эстраде почти целый век. Раньше эпатажной считалась Мария Юдина, выходившая на сцену в чем-то вроде монашеского одеяния, да ещё и в кедах. Сейчас же есть пианистки, и замечательные, виртуозные пианистки, но одетые в платья, похожие в лучшем случае на костюмы спортсменок-фигуристок, и на огромных каблуках; чем доказывают нам, что настоящим мастерам не помеха ни высота каблука, ни что-либо иное. Привлекать к себе внимание — необходимое умение для артиста, почему бы не сделать это и через внешний вид?
Впрочем, на этот вопрос каждая женщина, выходящая на сцену, отвечает себе сама.