Вступительные экзамены

Выпуск 79
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из самых волнующих моментов каждого лета — вступительные экзамены в вузы. Поскольку я работаю в Московской консерватории, то и слежу прежде всего за происходящим в альма-матер: то как член приёмной комиссии, то как заинтересованный в результатах наблюдатель, когда в мой класс готовится поступить абитуриент.
Пианисты сдают пять экзаменов. Первый из них — творческое испытание, то есть специальность. Это исполнение программы: прелюдия и фуга Баха, первая часть классической сонаты, два виртуозных произведения. Этот экзамен главный, важный, но, как ни странно, не решающий. Это лишь первое «сито», где отсеиваются те, кто не соответствует уровню консерватории по своим исполнительским способностям.
Вступительные экзамены
Любой экзамен оценивается по стобалльной системе. За экзаменом по специальности следует испытание под названием «коллоквиум» — собеседование. Здесь проверяют профессиональную эрудицию абитуриента. На этом экзамене многие получают высший балл, но случаются и провалы. И те, кто вместо высшего балла получил, например, 90, сразу перемещается в конец общего списка. Но редко кто на этом этапе получает непроходной балл.
Следующий экзамен называется «профессиональное испытание», и он поделён на две части, письменную и устную. Здесь проверяются знания по сольфеджио и гармонии. Это очень ответственный момент и очень важные для музыканта предметы, которыми надо всерьёз заниматься, на одном природном таланте здесь «выехать» невозможно, нужны знания.
После этого экзамена общий список приобретает совсем новый вид. Кто-то может взлететь к вершинам таблицы, а кто-то, наоборот, рухнуть, даже если был лидером после творческого испытания. Но тем не менее, за этот двухчастный экзамен выставляется одна общая оценка.
А вот дальше… начинается самое интересное. Русский язык и литература. Русский письменный — изложение, и устно — литература. Это — ДВА экзамена! За каждый из них — своя отдельная оценка! И получается, что результаты экзаменов по русскому и литературе по значимости в баллах равны и творческому, и профессиональному испытанию вместе взятым!.. Именно эти два экзамена и становятся решающими. Именно из-за них некоторые оказываются за чертой финального списка и как следствие — не попадают в число поступивших в МГК имени П. И. Чайковского.
Какой из этого вывод? Дорогие абитуриенты, учите как следует русский язык и литературу, иначе может оказаться так, что ваша гениальная игра на инструменте окажется никому не нужна.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.