Концерт с рассказами

Выпуск 63
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Недавно я опробовала новый для себя формат сольного концерта. Как это чаще всего бывает, связано это было со стечением предлагаемых обстоятельств. Программа у меня в том сезоне была довольно сложная, и для исполнения, и для восприятия неопытным слушателем. А я знала, что на моем московском концерте будет один человек, не музыкант, который в общем-то впервые в жизни услышит сольный концерт пианиста. И я подумала — чтобы человек не испугался и не заскучал, расскажу-ка я ему о своем личном впечатлении об этой музыке. Не как ее видят специалисты-музыковеды, с их профессиональными рассуждениями, а чем для меня лично она важна в эмоциональном плане. Какие в этих сочинениях есть возможные сюжеты, на что и в какой момент стоит обратить внимание. В чем та или иная особенность стиля композитора. Написала такую шпаргалку для слушателя-неофита. После объяснений мой друг слушал концерт не отрываясь и с интересом следил за музыкальными событиями! Меня это воодушевило.
Концерт с рассказами
Через несколько дней я повторяла ту же программу, но уже не на московской большой филармонической сцене, а в подмосковном музейном комплексе «Новый Иерусалим». Кстати, там совершенно изумительный концертный зал с великолепным роялем. И, подумав, что в музее публика, скорее всего, будет не столь подготовлена, как на концерте абонемента Московской филармонии, я решила рискнуть и провести концерт одновременно на двух уровнях — словесном и звуковом. Перед каждым сочинением я рассказывала, чем лично меня удивляет и трогает эта музыка. Какие смыслы я в ней нахожу, какие картины возникают на моем внутреннем экране. Мне было совсем не просто это делать; помимо того, что сложно переключиться с рассказа на игру, трудность была в том, чтобы сыграть именно то, что я «обещала» слушателям, максимально раскрыть те идеи, о которых сама же только что и рассказала им! Это было ответственно, нелегко и одновременно очень энергетически наполненно — я чувствовала эмоциональный подъем сама и слышала тишину в зале в тех самых моментах, к которым люди прислушивались, узнавая их по моим рассказам. Отклик на концерт был совершенно потрясающий! С тех пор я делаю это довольно часто — там, где в зале люди в этом нуждаются. И даже маленькие дети начинают внимательнее слушать и воспринимать великую, сложную, взрослую музыку. Конечно, этот формат сам по себе не нов, и не я его придумала, и мне раньше тоже изредка приходилось сопровождать музыку предварительными словами; но именно сейчас это стало для меня органичным. Буду продолжать.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.