Электронные ноты

Выпуск 64
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Я в некоторых вещах очень современная, а в некоторых — невозможный консерватор. Например, я читаю только бумажные книги и терпеть не могу читать с экрана, ну, если, конечно, это не лента соцсетей. Что уж говорить о нотах? Ноты — живые, с нотами я свыкаюсь, у них есть свои физиономии, у них есть левые и правые странички. Когда проводишь с нотами много времени и учишь по ним наизусть, это тоже очень важно — включается зрительная память. Любой человек может понять это, просто вспомнив страничку школьного дневника. У большинства из нас до сих пор дни недели в воображении представляются так же, как на той самой страничке. И с нотами то же самое — запоминается облик каждой страницы, а если на ней еще сохранились карандашные пометки педагога!.. Ноты — это очень личное, короче говоря.
Электронные ноты
И долгое-долгое время я была уверена, что никогда не буду даже думать о том, чтобы играть с планшета — просто потому, что это нечто неживое, не тёплое. Попробовала однажды прийти с планшетом на оркестровую репетицию — не понравилось.
Но, как говорится, никогда не говори никогда. Буквально на прошлой неделе случились сразу два события, которые заставили меня пойти и заказать себе всё это оборудование.
Первое из них — концерт на открытом воздухе в ветреную погоду. И одно дело, когда играешь наизусть. Но иногда бывает же надо сыграть что-то и по нотам! На сей раз я вышла из ситуации, просто быстро выучив наизусть всю программу. Но поняла, что такое будет возможно не всегда и не везде. На таких концертах ноты так и норовят улететь, свалиться, сорвав выступление.
Вторая ситуация — запись ансамблевой музыки. Конкретно — сочинения Рахманинова для двух фортепиано. Темп некоторых частей безумный, перевороты каждые 10-12 секунд, и шелест страниц неизменно улавливается сверхчувствительными микрофонами. Да и договориться с помощниками-переворотчиками все труднее, особенно если записи ночные. А они часто ночные, после окончания концерта в зале. Электронные ноты решили бы все эти проблемы разом.
Итак, время пришло. Пора перестать пребывать в обжитом и уютном статусе ретрограда и учиться новому навыку — перелистывать странички не рукой, а левой ногой, с помощью специальной беспроводной педальки, подключаемой к планшету. Многие коллеги уже давным-давно всё это освоили. В электронных нотах можно и пометки делать. А меня всё терзают тревоги: а что, если он зависнет в самый неподходящий момент? Но решение принято, девайсы заказаны. Жду, когда доставят.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.