Рукописи для музея

Выпуск 99
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В мае 2023 года в Российском национальном музее музыки состоялась необычная и очень красивая акция: композитор Родион Щедрин передал в дар музею ряд своих рукописей, недавно вышедших из-под его пера.
То, что музыка Щедрина, вне всякого сомнения, уже навсегда часть истории отечественной музыки — это свершившийся факт. Кстати, Щедрин не первый композитор, лично передавший музею часть своего творческого наследия. Как рассказал директор музея Михаил Аркадьевич Брызгалов, так поступил и Рахманинов, когда в начале 40-х годов Музей — тогда он еще назывался Музеем имени Николая Рубинштейна — с той же просьбой обратился и к Сергею Васильевичу. Он откликнулся, прислал рукописи некоторых своих сочинений, и это стало первым шагом к формированию богатейшего фонда рахманиновского наследия.
Рукописи для музея
Хотя мы и живём в 21 веке, и большинство композиторов свои произведения создаёт на компьютере, в случае Родиона Щедрина это в буквальном смысле именно рукописи. Рукописные ноты Щедрина эстетически красивы, его почерк разборчив и твёрд. По этим рукописям можно разучивать сочинения — и здесь я не голословна, мне неоднократно приходилось это делать как первому исполнителю некоторых фортепианных сочинений Родиона Константиновича. Как писал в своей «Автобиографии» Сергей Прокофьев, «композитор в ранней юности пишет грязно, потому что лучше не умеет; затем он старается писать чисто, чтобы его нотный текст могли разобрать переписчики; ну, а в старости он снова пишет грязно, потому что он уже признанный автор» (цитирую по памяти). Так вот, я не знаю, как писал Щедрин в юности, но в зрелый и поздний период его нотный почерк красив и легко узнаваем.
А вот что касается стилистики музыки Щедрина, то за его долгий творческий путь она неоднократно менялась. Он ворвался в мир большой музыки со своим искрящимся весельем народных попевок и частушек Первым фортепианным концертом, он стал широко известен благодаря своей киномузыке, включающей в себя самый всенародно любимый «хит» из всех его сочинений — жизнеутверждающую и одновременно немного лукавую песню «Не кочегары мы, не плотники» из кинофильма «Высота». Разрабатывание современного взгляда на русский фольклор в академических жанрах могло бы стать для него индивидуальной творческой манерой на многие годы, но развитие творческой воли Щедрина пошло совсем другим путём, проходя через увлечения актуальными на тот момент композиторскими техниками и их остроумным комбинированием. Например, уже во Втором фортепианном концерте есть и додекафония, и алеаторика, и очень стильный и изысканный джазовый эпизод, и даже забавная имитация работы настройщика рояля.
Один из моих любимых фрагментов музыки Щедрина — сцена прибытия поезда из балета «Анна Каренина». Это поразительно, как мастеру удалось средствами традиционных инструментов симфонического оркестра создать полную иллюзию реально приближающегося состава, ревёт отчаянный повторяющийся гудок, и поезд удаляется…
Поздний период у Щедрина — это многообразие тихих звучностей, шелестящих пассажей, долгих задумчивых аккордов. Эти музыкальные картины уже не фигуративны. Это музыка для очень подготовленного слушателя, бесконечно далёкая от зажигательных частушек юности маэстро.
Наше восприятие так устроено, что мы не всегда можем сразу определить истинную ценность того или иного явления в искусстве, на это требуются иногда десятилетия. Как следующие поколения услышат музыку позднего Щедрина, мы пока не знаем. Быть современниками выдающегося мастера ­— это ведь тоже ответственная задача.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.