Зачем мы выходим на сцену?

Выпуск 122
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Существует огромное количество причин, по которым музыкант — юный или не очень — хочет выйти на сцену. Мотивации растут вместе с человеком. Сначала маленький артист хочет выйти на сцену, как на праздник: красиво одетый, он выходит и его главная цель — порадовать своих маму с папой и педагога. А порадовать удастся, если он сыграет хорошо, то есть без запинки. Иногда такая мотивация — выйти и просто сыграть без ошибок — сохраняется как основная на долгие годы, потому что и это само по себе уже совсем не простая задача.
Есть мотивация, она же установка — выйти и сыграть как обычно. Природа этого желания кроется в борьбе с волнением. Дома или в классе мы же не волнуемся, и всё отлично получается. Как говорил мой профессор, «дома мы все Рихтеры». Если выйти на сцену с такой целью — не пытаться сотворить что-то необыкновенное, а просто играть как всегда — может всё пройти спокойно и хорошо. Между прочим, из такой, казалось бы, будничной и на первый взгляд не очень творческой мотивации могут родиться очень достойные и интересные выступления. Потому что это и правда действенный способ снизить уровень стресса, а стресс сковывает любую творческую инициативу.
Есть и противоположная мотивация, под условным названием «Сейчас я как вам покажу!», а иными словами — «всех порву». И хотя на первый взгляд эта мотивация очень энергична и амбициозна, но на самом деле в ней присутствует столько гордыни, что, как правило, до добра она не доводит, а доводит до разнообразных эмоциональных преувеличений и потерь в качестве из-за сниженного самоконтроля.
Зачем мы выходим на сцену?
Есть довольно распространённая мотивация, прежде всего в обстановке экзамена или конкурса, называется она «не подвести». Не подвести педагога, не подвести своё учебное заведение, свой родной регион, свою страну, в конце концов. Сама по себе установка эта довольно сковывающая, поскольку в ней априори содержится страх: «а если всё-таки подведу…»
Существует ещё одна пара противоположных друг другу мотиваций. Первая из них — играть для публики, и есть усиленные варианты этого подхода: для экзаменационной комиссии, или для конкурсного жюри. Это уязвимая позиция, потому что трудно угадать предпочтения незнакомых людей и тем более и тем более пытаться как-то подстроиться под них. Но и играть исключительно «для себя», чтобы самому получить удовольствие, милостиво позволяя слушателям присутствовать, как бы подглядывая за творческим процессом — честно скажу, что-то меня смущает в этом подходе. Всё-таки обращаться в своём музыкальном высказывании можно и нужно к тем, кто нас слушает — ведь без слушателя музыка и не состоится как акт художественной коммуникации.
Существует ещё мотивация «играть для композитора, для автора». Это благородный и глубокий подход. Особенно если за ним стоит желание как можно больше узнать об авторе, об истории создания произведения, погрузиться в образный мир автора.
Возможно, существуют ещё какие-то мотивации. У меня самой на данный момент выкристаллизовалась вот какая:
«Я выхожу на сцену, чтобы сыграть музыку, которую я люблю, которую я считаю прекрасной. Мне кажется, что я смогла найти в ней что-то близкое и созвучное, и этими открытиями я хочу поделиться со своими слушателями. Эта музыка не может явиться на свет без исполнения, и я как исполнитель чувствую ответственность и перед её автором, и перед слушателями за то, чтобы воплотить эту музыку в неискажённом виде, вложив все свои умения и чувства. Мне важно, чтобы случайности и сиюминутности, неизбежные в живом исполнении, не помешали бы мне донести идею, эмоцию и детали и авторского, и моего собственного замысла. Я не ставлю своё исполнительское эго впереди личности автора, но и не обезличиваю себя в исполнении. Моя главная цель — чтобы вы, слушатели, полюбили эту музыку и услышали бы в ней то, что тронет ваши сердца.»

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.