Чего нельзя делать в день концерта

Выпуск 101
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Я вам уже как-то рассказывала, как выглядит идеальный день концерта, как чаще всего выглядит реальный день концерта во всём многообразии обстоятельств, благоприятных и не очень. Но мы ещё ни разу не говорили о том, чего категорически нельзя делать в день концерта. А такие вещи есть. Несмотря на то, что пианист не певец — у вокалистов вообще немыслимое количество всяких ограничений, связанных именно с физическим состоянием организма; но и у нас есть абсолютные, полные запреты на некоторые действия.
Первое и главное: никакого алкоголя, ни капли. Этот запрет, я скажу честно — строже, чем для автомобилистов. На свете есть страны, где вождение машины допускается законом после некой минимальной дозы алкоголя. Таковы культурные традиции средиземноморских стран. Например, я некоторое время провела во Франции и у меня был там опыт вождения машины после бокала вина, что, повторюсь, разрешено тамошним законом. Так вот, на сцену после того же количества вина я бы даже не посмела выйти. В игре на фортепиано требуется не меньшая скорость реакции, а вот мелкая моторика задействована куда обширнее, и даже минимальная доза алкоголя даёт недопустимое снижение качества. И да, конечно, разница только в том, что от плохой игры на фортепиано никто ещё физически не пострадал. Друзья, вывод очевиден: никогда не употребляйте алкоголь ни за рулём, ни за роялем! Да и вообще не обязательно.
С лекарствами тоже надо быть очень настороже, и ничего незнакомого, особенно успокоительного, не принимать накануне концерта. Реакция нервной системы может быть непредсказуемая! Помню, как-то в юности мне предложили попробовать «четвертинку вот этой таблеточки, чтобы просто снять волнение». Я вышла на сцену как сомнамбула, и лучше бы не выходила вовсе.
Чего нельзя делать в день концерта
В день концерта недопустимы физические нагрузки. Спортивная тренировка, катание на велосипеде, плавание в бассейне, баня или сауна, массаж, солнечные ванны и прочие процедуры — всё это в принципе очень здорово и полезно, но слишком утомляет или расслабляет, а нам нужна максимально свежая бодрая голова и безотказная физическая форма. Даже длительная активная ходьба нежелательна — я замечаю, что после неё немного отекают руки, и чтобы вернуть их в форму, требуется намного больше времени.
В день концерта нежелательны любые эмоциональные нагрузки. В детстве нас учили так: неси себя, как наполненный стакан, не расплескай эмоции. То есть — не бегай, не веселись чрезмерно, не потрать всё раньше времени. И сейчас в день концерта я вряд ли утром отправлюсь на какое-то активное развлекательное мероприятие. Хотя небольшая спокойная прогулка на воздухе не помешает, ну и помним, что в жизни в день концерта может быть и студенческий зачёт, и интервью в прямом эфире, и многое, многое другое.
Ещё из недопустимого — непривычная экзотическая еда. Думаю, здесь разъяснения излишни. Это досадно, ради гастрономических экспериментов рисковать своим самочувствием на момент выполнения своей главной задачи. А вот после концерта — почему бы и нет!
Ну и напоследок очевидное: нельзя рисковать своими руками. Но это относится не только к дню концерта, а и вообще. Конечно, всё в разумных пределах, и то, что человек музыкант, не означает, что ему нельзя отрезать кусок хлеба, но всё же надо стараться соизмерять риски.
А ещё есть всякие народные приметы и суеверия, связанные с памятью, удачей и прочими вещами, но о них я вам уже как-то рассказывала, ещё в самом первом сезоне программы «Дневник пианистки» на радио «Орфей».

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.