Музыка тишины

Выпуск 152
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наш быт полон звуков. Даже сейчас, когда я воскресным утром пишу эти строки, за окном у меня ездят немногочисленные машины, из ближайшего храма раздаётся колокольный звон, поют птицы. Это всё становится привычным звуковым фоном, на который мы обычно даже не обращаем особого внимания. И это ещё у меня сейчас очень благоприятный фон, а ведь бывает, что разнообразные назойливые децибелы вокруг нас становятся сильным фактором раздражения и даже могут повредить нервной системе. Как мы можем этому противостоять? Громкие звуки — неестественная для человека среда. В природе самый громкий звук — это звук раскатов грома, если мы не берем стихийные бедствия, которые, к счастью, редки.
Очень часто люди, стараясь оградить себя от звуковой агрессии большого города, создают себе звуковую среду с помощью любимой музыки, настраивающей на нужный лад. Вот и вы сейчас, настроившись на волну радио «Орфей», скорее всего, сделали это не случайно, и я это тоже обычно делаю не случайно. Но у меня, как у профессионального музыканта, музыка вообще физически звучит большую часть дня: либо играю сама, либо слушаю студентов, либо включаю себе любимую музыку. Но всё же бывают моменты пусть и не полной тишины, но — без музыки. И что же тогда происходит в голове?
Музыка тишины
Есть такое состояние, я уверена, что его испытывает каждый — когда в голову попадает навязчивая, прилипчивая мелодия и крутится в мозгу, иногда доводя до исступления. Это явление однажды назвали английским термином «earworm», «мозговой червь». Чем примитивнее мелодия, тем больше шансов, что она прицепится. Так вот у музыкантов это происходит очень часто, но в гораздо более сложной форме. Дело в том, что когда мы находимся в процессе изучения наизусть нового произведения, его отдельные части то и дело крутятся у нас в голове, но не просто как мелодия по нашему внутреннему радио; к этому процессу подключена еще и наша двигательная активность, поскольку нам все это предстоит играть. Пальцы не двигаются в реальности, так же как в реальности не звучит мелодия; всё это происходит внутри головы. Если что-то надо выучить очень срочно, все эти процессы достигают максимальной интенсивности. Например, становится трудно уснуть оттого, что в голове продолжается работа. Особенно если вдруг, мысленно продвигаясь по произведению вперёд, понимаешь, что не знаешь, что дальше! Не раз мне приходилось вставать, включать свет, брать ноты и глазами смотреть, что там в тексте — иначе не получается уснуть.
Похожие ощущения испытываешь, когда только что сыграл большой, важный, потребовавший максимальной концентрации всех внутренних ресурсов концерт. Долго не можешь уснуть, потому что музыка ещё живет в голове, она вновь и вновь всплывает разными отрывками; даже не потому, что осознаешь, что где-то были допущены неточности — нет, это не аналитическая работа, а просто эмоциональное перенапряжение выходит таким способом. Не поможет в этом случае включить какую-то другую музыку, на это просто не будет сил.
Интересно, что нейрофизиологи считают, что прокручивание мелодий сохраняет высокий уровень производительности мозговых клеток, а также баланс между аналитической (мыслительной) и творческой деятельностью. Не знаю про баланс, а вот про высокий уровень производительности мозга у меня нет ни малейших сомнений. Иногда, конечно, это действительно превращается в что-то вроде мозговой жвачки. Но очень часто в мозгу исполнителя музыка звучит где-то на стыке сознательной и бессознательной деятельности. У многих даже поиски звукотворческих решений происходят мысленно; но вот лично мне для этого всё-таки требуется реальный инструмент и реальные тактильно-слуховые ощущения.
Внутренний слух — удивительный подарок природы музыканту. Людвиг ван Бетховен не даст соврать. Мы мыслим музыкой, как любой человек мыслит словами.

Последние выпуски программы

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.

Я себе не нравлюсь

«Я себе не нравлюсь…» Эту фразу произносит Святослав Рихтер в финале фильма «Рихтер непокорённый», снятого режиссёром Брюно Монсенжоном. Очень важная фраза. Очень серьёзный повод для размышлений — что такое самооценка артиста, от чего она зависит, возможна ли хоть какая-то объективность к самому себе?