Как, забыв текст, не привлечь внимания публики
Выпуск 172
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Случилось неприятность: взял человек и забыл на сцене текст.
Бывает. А вот дальше первостепенная задача — сделать так, чтобы этого никто не заметил. И это вполне возможно!
Бывают разные степени провалов в памяти. Самое лёгкое — когда музыкант буквально пару нот сыграл неверно; и сам толком испугаться не успел, и среди слушателей, скорее всего, никто это не заметил. Мелкие помарки в игре случаются и безо всяких проблем с памятью.

Более серьёзно, но ещё не беда — когда из памяти выпала пара тактов, то есть несколько секунд музыки, а затем исполнитель смог снова вернуться к верному тексту. В эти несколько секунд стресс у музыканта уже будет довольно сильным, но, скорее всего, произойдёт то, что мы называем «руки вывезут». То есть сработает мышечная память, хранящая в себе автоматизацию игровых движений. А можно перепрыгнуть на несколько тактов вперёд, на то место, которое уже помнится хорошо. Такую потерю текста заметит не только сам музыкант, но и его коллеги из числа слушателей, а особенно те, кто сам играл это сочинение. Но слушатель-непрофессионал, скорее всего, ничего не услышит и на этот раз — на наше счастье!
И совсем другое дело, если провал памяти случился настолько сильный, что музыкант и сам не помнит, как выбраться, что там дальше, и не может сообразить, с какого места начать. Вот это — ужасный стресс, особенно если играешь с оркестром.
Со мной однажды такое случилось в редко исполняемом фортепианном концерте Дворжака. Я очень сильно запуталась в тексте, играю какие-то пассажи и не могу, как мы говорим, «выплыть». Но помню, что на репетиции мы часто начинали где-то поблизости от того места, где я потеряла текст, с цифры 62. И вот я играю какие-то странные пассажи и одновременно шепчу дирижёру: давайте с 62! Он услышал, передал оркестру, и мы наконец сошлись. И что вы думаете? Люди в зале решили, что ошибся дирижёр, а я его поправила!.. Но поскольку все было совсем не так, то вот я вам честно рассказываю, как было на самом деле, и кто был виноват.
Никогда не брошу камень в коллегу, с которым случилась такая неприятность. Это главная причина страха сцены. И я желаю всем музыкантам, большим и маленьким, как можно реже забывать текст на сцене.