Эта музыка навевает совершенно конкретные воспоминания: кинематографическая история — Христофор Колумб открывает Америку! В странствиях мореплавателя — отвага и ослепление, триумф и отчаяние, высокомерие Старого и невинность Нового света, «завоевание рая» и начало новой эры… Это фильм «1492: Завоевание Рая».
Саундтрек написал Эвангелос Одиссеас Паптанасиу, известный в миру просто как Вангелис. И его музыка — мощная и властная — словно зовёт на подвиги и открытия! Только есть одно «но». Эту музыку — в разных вариантах — человечество к моменту выхода кинокартины знало лет 500, и около двухсот композиторов не устояли перед магической притягательностью темы…
Вот, к примеру, цикл оркестровых вариаций Антонио Сальери под названием — внимание! — «Фолия ди Спанья», то есть Фолия из Испании. Значит, это что-то испанское? И именно там, на Иберийском полуострове следует искать корни прошедшей сквозь столетия музыкальной темы?
Фолия — карнавальный потешный танец. Где его танцевали? В Испании и Португалии с кастаньетами, погремушками и другими штуками, а танцоры так шумели, что казались безумными. Отсюда и — «фолия», слово, обозначающее «страсть», «безрассудство».
И вот — один из древнейших примеров — «Родриго Мартинес» — один из первейших образцов фолии. Пьеса 1490-го года (фактически год эпохи географических открытий!) из сборника популярных танцев при дворе Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского — тех самых, которые спонсировали экспедицию Христофора Колумба…
И тут мы, как вы, вероятно, уже догадываетесь, «замыкаем круг»…
К 500-летию открытия Америки, в 1992 году вышел на экраны фильм Ридли Скотта «1492: Завоевание Рая», и стало понятно, что эмоциональный потенциал этой темы отнюдь не исчерпан. И стало понятно, почему Колумб — в исполнении Жерара Депардье — бороздит океан под звуки танца испанских конкистадоров! Вангелис был в теме.