Загадка Крейслера

Выпуск 13
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Считается, что любая красивая мелодия непременно должна быть изысканной, прихотливой, быть может, даже сложной.
Но это не так. Порой совсем наоборот: запоминаются и становятся хитами мелодии простейшей конструкции, но с «изюминкой». Раскроем секрет одной из таких
Любая мелодия состоит из интервалов. Прямо как дом из кирпичиков. Интервалы — это два звука, которые звучат одновременно или последовательно — один за другим. У каждого интервала есть название. Например, один и тот же звук, сыгранный или спетый дважды, называется примой. Или, в переводе с латинского на русский — первая. Два соседних звука — секунда, или вторая. Далее следуют терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Это мы сейчас досчитали до восьми. Так вот принято думать, что в красивой мелодии должно быть много разных интервалов — чем больше, тем лучше.
Но оказывается, хит можно написать и с помощью минимального набора из кварт, квинт и октав. Вот вам пример.
Загадка Крейслера
То, что сейчас звучит, — знаменитая тема. Её настоящий сочинитель приписал некогда авторство другому человеку, старинному композитору. Фриц Крейслер, «Прелюдия в стиле Пуньяни». Выразительная, экспрессивная, скрипачи её обожают за невероятный размах смычка и эмоциональность. А из чего состоит эта запоминающаяся мелодия? Из самого простейшего набора интервалов — кварт, квинт и октав.
Если мы — да простит нас Фриц Крейслер — возьмём и сложим эти интервалы в одну кучку, то есть сыграем в одной октаве, то уже никто и никогда не узнает мелодию.
Правда, не похоже? Я бы даже сказала, и на музыку-то не похоже. В чём же дело? Как пела героиня любимой новогодней советской комедии, «Должна быть в женщине какая-то загадка». Так же и с музыкой. Загадка темы, её та самая «изюминка» — в гениальном решении Крейслера раскидать простейшие звуки по разным этажам-октавам — словно стряхнуть с композиторской руки и просто рассыпать. При поддержке аккордов — с большим намёком на страсть и даже трагизм — всё это приводит к невероятному результату: мелодия, элементарная в своей основе, стала одной из самых популярных в мире.

Последние выпуски программы

Музыкальное бюргерство Чайковского

Лето 1875 года Петр Ильич Чайковский проводит в имении друга — потомственного дворянина, мецената и страстного любителя музыки Владимира Степановича Шиловского. Там, на Тамбовщине, в селе Усово, Чайковский с нетерпением предвкушает запланированную осеннюю премьеру Первого фортепианного концерта.

Буря, натиск и… соль минор

Известнейшая симфония Моцарта — Сороковая — сочинение уникальное во многих смыслах. Написанная на излёте 80-х годов XVIII-го века, она стала высшей точкой кипения страстей самого разумного и рационального столетия.

Загадка соль минора, Или «штюрмерство»

Вольфганг Амадей Моцарт. Его Сороковая симфония соль минор — бриллиант «Граф Орлов» среди прочих алмазов. Музыка, которая удивительным образом соединяет взволнованную исповедальность и бунтарскую решимость вкупе с погружением в глубины философской мысли.