Эндрю Ллойд Пуччинисон Бартольди

Выпуск 17
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Он — непререкаемый авторитет, создатель хитов и законодатель мод в жанре мюзикла. «Кошки», «Эвита», «Призрак оперы» и, конечно, шедевр, радикально изменивший жизнь всех поклонников музыкального театра — рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда».
Встречайте, сэр Эндрю Ллойд Уэббер.
Ллойд Уэббер вырос в музыкальной семье. Мать-пианистка все силы положила на обучение талантливого сына, а отец — лондонский органист и композитор — мечтал, чтобы наследник когда-нибудь сочинил то, что люди будут напевать и помнить долгие годы.
Эндрю Ллойд Пуччинисон Бартольди
Ещё тинэйджером Эндрю был большим фанатом Джакомо Пуччини. Он не раз вспоминал, как плакал над записью «Тоски», будучи убеждён, что это «именно та музыка, которая только и возможна в музыкальном театре!» Эффект театральности, правильное ощущение музыкальной драматургии, сопоставление нужных контрастов и небывалый мелодизм Ллойд Уэббер почерпнул именно в операх великого итальянца.
А теперь о том, что могут сотворить преданность и пиетет.
Представьте, вы пишете мюзикл на довольно-таки мистическую тему: молодая певица заменяет в нужный момент капризную диву на спектакле, а в театре, тем временем, орудует некий дух, который всеми силами старается соблазнить юную девушку. Он, этот призрак, упоительно поёт о музыке ночи, всё дальше и дальше завлекая красавицу в свои сети…
А вскоре после премьеры мюзикла «Призрак оперы» Эндрю Ллойд Уэббер получает приглашение в суд — от наследников Джакомо Пуччини — за плагиат. И они были не столь уж неправы! Вслушайтесь: кульминационная фраза дуэта «Музыка ночи» («Music of the night») один в один совпадает с арией разбойника Дика Джонсона из первого акта оперы Пуччини «Девушка с Запада»! Налицо даже сюжетное совпадение: и там и там «плохой», но очень привлекательный мужчина очаровывает понравившуюся ему женщину. Кстати, официальная сводка гласит, что «спор Уэббера с наследниками Пуччини был согласован вне суда», а это значит, что родственники великого итальянца остались весьма удовлетворёнными.
Но самое эффектное — и как оказалось, юридически безболезненное — заимствование у Ллойд Уэббера обнаруживается в культовой рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».
Это ария Марии Магдалины «Я не знаю, как его любить» — роскошная, очень чувственная мелодия, почти нота в ноту совпадающая с медленной частью Скрипичного концерта Феликса Мендельсона. Впрочем, на момент выхода в свет концепт-альбома «Иисус Христос суперзвезда» в 1970 году, авторские права на музыку Мендельсона не распространялись. За сим никаких санкций — кроме невероятной популярности во всём мире — не последовало.

Последние выпуски программы

Музыкальное бюргерство Чайковского

Лето 1875 года Петр Ильич Чайковский проводит в имении друга — потомственного дворянина, мецената и страстного любителя музыки Владимира Степановича Шиловского. Там, на Тамбовщине, в селе Усово, Чайковский с нетерпением предвкушает запланированную осеннюю премьеру Первого фортепианного концерта.

Буря, натиск и… соль минор

Известнейшая симфония Моцарта — Сороковая — сочинение уникальное во многих смыслах. Написанная на излёте 80-х годов XVIII-го века, она стала высшей точкой кипения страстей самого разумного и рационального столетия.

Загадка соль минора, Или «штюрмерство»

Вольфганг Амадей Моцарт. Его Сороковая симфония соль минор — бриллиант «Граф Орлов» среди прочих алмазов. Музыка, которая удивительным образом соединяет взволнованную исповедальность и бунтарскую решимость вкупе с погружением в глубины философской мысли.