Вдохновение Эдуарда Артемьева

  • 6 апреля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Его знают как пионера электронной музыки в России и бесспорного классика отечественного кинематографа. Сочинения композитора звучат в фильмах Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского…
Композитор Эдуард Артемьев. Его музыка многогранна и многолика. У него есть чистая электроника, традиционные симфонические партитуры, величественный «Реквием», рок-опера «Преступление и наказание» и даже песенная попса. Но начнём мы с Баха.
Таких случаев аранжировок популярной классики у Артемьева немного. Самый известный пример — тема из кинофильма Андрея Тарковского «Солярис». Хоральная прелюдия «Я взываю к тебе, Господи» Иоганна Себастьяна Баха — в версии Эдуарда Артемьева — вводит в мистическое пространство фильма и даёт уставшему сердцу надежду на утешение в бесконечно одиноком мире.
Вдохновение Эдуарда Артемьева
Эдуард Артемьев — гений пленительных мелодий, истоки которых, порой, обнаруживаются там, где совсем не ждёшь. То, что сейчас звучит, — «Любовь» из музыки к фильму Никиты Михалкова 1998 года «Сибирский цирюльник». Музыка изумительной красоты. Только вот в кульминации мелодия цитирует прекрасную тему Адажио из Двадцать третьего фортепианного концерта Моцарта.
Зачем это было сделано? К сожалению, спросить автора уже не получится. Можем предположить: это простое совпадение. А может, напротив, Артемьеву для образа «любви» понадобилась кристально чистая музыка Моцарта — квинтэссенция человеческого чувства. Адажио из Двадцать третьего концерта Вольфганга Амадея Моцарта — музыка философской печали и слёз. И, возможно, эта эмоция и возникла в момент работы Эдуарда Артемьева над саундтреком к фильму как символ неизбежной конечности любви, а, в конечном итоге, — всей жизни.
Но ведь и вдохновение никуда не делось! Рядом со скорбью всегда есть место радости. Об этом говорит праздничный финал моцартовского концерта. Об этом — и другая музыка Эдуарда Николаевича, преисполненная ощущения полёта и жажды жизни! Недаром из музыки Артемьева к кинофильму 1981 года «Родня» — при участии поэта Николая Зиновьева — родилась песня «Полёт на дельтаплане». «К началу дня несёт меня мой дельтаплан!» Без вдохновения — никак.

Последние выпуски программы

Священное торжество Бетховена

О чём эта музыка? Что тревожило создателя в момент, когда чернила выводили на партитурной бумаге невыразимо прекрасную мелодию? Мир как колыбель вечной печали? Тоска по безвозвратно утраченному счастью? Осознание суетности и конечности земного пути?

Токката и фуга: неразгаданная загадка

Эта музыка — визитная карточка композитора. Иоганн Себастьян Бах, Токката и фуга ре минор. Сочинение небывалой мощи, силы и экспрессии. Наверняка оно прославилось с момента самого первого исполнения!

О любимой арии замолвите слово

На повестке дня — эксперименты над одним очень известным музыкальным произведением. Автор вряд ли мог предположить, что его опус будет не только популярным, но и станет предметом многих всевозможных опытов.