На фотографиях он — предельно собранный и сосредоточенный, суровый и торжественный, и совсем редко — улыбающийся. Зато его музыка наполнена невероятным диапазоном эмоций — от ностальгической печали до заразительного смеха.
Композитор Эдуард Артемьев. Пионер электронной музыки в России и бесспорный классик отечественного кинематографа. Эдуард Николаевич — гений пронзительных мелодий. Некоторые ему самому так нравились, что использовал он их неоднократно. Тему «Прогулка в автомобиле» из фильма Никиты Михалкова 1975 года «Раба любви» — об актрисе немого кино Вере Холодной — знают все.
Спустя почти четыре десятилетия — и вновь в тандеме с Никитой Сергеевичем — Эдуард Артемьев вернётся к этой трогательно-хрупкой мелодии — как иллюстрации красивейшей сцены «И шарф её улетел» в фильме «Солнечный удар». Порой, истоки артемьевских мелодий обнаруживаются там, где и не ждёшь совсем.
Та же лента 2014 года «Солнечный удар» по дневникам и одноимённому рассказу Ивана Бунина. Трагическая история о последних днях безымянного поручика разбитой армии Врангеля. В финале картины «красные» топят баржу с пленными белогвардейцами. Для «символиста» Никиты Михалкова — это, конечно же, гибель царской России. А для Эдуарда Артемьева — возможность окунуться в мир собственных ассоциаций… Аккурат в момент финальных кадров гибели баржи — звучит мелодия…
И это не что иное, как цитата из Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. Дух величайшего «трагика» музыки — Шостаковича — пришёл к Артемьеву как камертон и отправная точка скорбного финала.
Но, кажется, что самым необычным в нашем расследовании будет появление знаменитой темы из Аранхуэзского концерта Хоакина Родриго. Она как тень стоит за спиной гениальнейшего соло трубы Артемьева из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
У всех композиторов в распоряжении только семь нот, но истинные гении с улыбкой на лице творят из них чудеса!