Малиновые штаны, или два раза «Ку!»

Выпуск 26
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Добро пожаловать на планету Плюк. Здесь мило: много песка, солнце, множество рукотворных новинок… Правда, техника вся ржавая, воды мало, растительности никакой, но всё это мелочи! «В Багдаде» всё спокойно: никаких социальных проблем и революций, ибо цветовая дифференциация штанов решает всё! Жители Плюка весьма одарённые: умеют читать мысли, мгновенно выучивают любые языки и, что немаловажно, любят хорошую музыку!
Вы, конечно, признали любимую фантастическую трагикомедию Георгия Данелия «Кин-дза-дза» с Юрием Яковлевым, Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным. Лента 1986 года, моментально полюбившаяся зрителям и разлетевшаяся на цитаты.
Малиновые штаны, или два раза «Ку!»
А музыка здесь — это и пейзаж, и настроение, и отдельный персонаж, без которого действие немыслимо. Стопроцентное попадание и в образ, и в идею. Автор — Гия Канчели. Решение саундтрека — гениальное: одна единственная тема в разных «нарядах». И всё. За исключением эпизода, когда герои ради заработка вынуждены играть на скрипке и петь песенку со словами «Мама, мама, что я буду делать?»
Любопытно, что песенка Канчели не принадлежит. Её помнит каждый, кто хоть раз открывал «Школу игры на фортепиано» Николаева или учебник «Первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской. Там эта мелодия значится как «Колыбельная» за авторством французского пианиста и педагога начала 20 века Исидора Филиппа.
Гия Канчели явно помнил эту пьеску родом из детства! В оригинале же она должна звучать примерно так… В сочетании со словами из фильма — «Мама, мама, как я буду жить?» — откровенная сатира на будущее музыканта.
На этом тайны музыки «Кин-дза-дза» не заканчиваются.
В 1971 году на мировые экраны выходит итальянский фильм «Прощай, дядя Том!»: документальная драма о рабстве в южных штатах Америки, основанная на подлинных фактах и документах. Не вдаваясь в подробности довольно-таки страшного повествования, обратим внимание на одну из музыкальных тем картины. Автор — композитор Риз Ортолани.
Сходство с главной темой фильма «Кин-дза-дза» разительное. Если к этому добавить очевидные сюжетные параллели (тему рабства и зависимости в условиях жесткой социальной иерархии), то всё кажется уже не случайным, а намеренным.
Впрочем, и на этом наше расследование не заканчивается.
Ещё раз вслушайтесь в мелодию Канчели… Каким-то непостижимым образом фантастическая, нездешняя музыка Канчели фактически повторяет тему Ноктюрна Арно Бабаджаняна 1980 года. Самый знаменитый на советской эстраде гимн любви. Учитывая колоссальную его популярность, такое совпадение едва ли случайно. Но тогда подобная «цитата» многое объясняет: главных героев фильма «Кин-дза-дза», в конечном счёте, спасли сочувствие, сострадание, и любовь.
Ку!

Последние выпуски программы

Музыкальное бюргерство Чайковского

Лето 1875 года Петр Ильич Чайковский проводит в имении друга — потомственного дворянина, мецената и страстного любителя музыки Владимира Степановича Шиловского. Там, на Тамбовщине, в селе Усово, Чайковский с нетерпением предвкушает запланированную осеннюю премьеру Первого фортепианного концерта.

Буря, натиск и… соль минор

Известнейшая симфония Моцарта — Сороковая — сочинение уникальное во многих смыслах. Написанная на излёте 80-х годов XVIII-го века, она стала высшей точкой кипения страстей самого разумного и рационального столетия.

Загадка соль минора, Или «штюрмерство»

Вольфганг Амадей Моцарт. Его Сороковая симфония соль минор — бриллиант «Граф Орлов» среди прочих алмазов. Музыка, которая удивительным образом соединяет взволнованную исповедальность и бунтарскую решимость вкупе с погружением в глубины философской мысли.