Маскарад, или Театральная любовь
Выпуск 80
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Довоенный Театр Вахтангова занимал в Москве особое место. На бесконечных вечерах бывали знаменитости, каждый спектакль горячо обсуждался, у ведущих актёров — толпы поклонников и поклонниц… И вот новая многообещающая премьера.
На сцене — бал «для избранных»: гости в броских эффектных костюмах, повсюду флирт и вседозволенность. Игра идёт по правилам светского маскарада: коварство, лицемерие и ложь. Но ведь это же «игра»! Кто ж может запретить окунуться в водоворот страстей с лёгким оттенком порока? На беспечно-зловещем фоне разворачивается трагедия: главный герой, игрок Евгений Арбенин, заподозрив жену в измене, отравляет её. Нина Арбенина умирает со словами проклятья в адрес злодея, а сам Арбенин сходит с ума.
Последний предвоенный спектакль вахтанговского театра по драме Лермонтова «Маскарад» увидел сцену 21 июня 1941 года. Он пройдёт всего несколько раз, прежде чем здание театра будет разрушено вражеской бомбой в ночь с 24 на 25 июля. На этом оборвётся жизнь талантливой постановки, равно как и некоторых актёров, дежуривших на Арбате в роковую ночь. Однако сохранятся воспоминания очевидцев, а также специально написанная музыка. А ещё останутся двое, чьи имена навсегда соединит один-единственный вальс: 38-летний композитор Арам Хачатурян и 21-летняя актриса Алла Казанская.
Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье
Кружилась я быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость… —
Кружилась я быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость… —
произносит Нина в третьем акте драмы — аккурат в момент трагической сцены с Арбениным и смертельной развязки. В роли Нины — ведущая актриса театра Алла Казанская. В ней — хрупкой, утончённой и невероятно женственной — сочетались качества редко сочетаемые: изящество черт (сказывалось её дворянское происхождение) и солидность, тонкая наблюдательность и иронический ум, фундаментальность облика и снисходительность к человеческим слабостям, лёгкость и некоторое легкомыслие. Алла Казанская-Нина не отпускала зрителя ни на минуту, проживая судьбу героини с поразительной глубиной и преданностью. А финальная сцена Нины и Арбенина и вовсе завораживала мощью, страстностью, смертельным отчаянием и неотвратимостью происходящего. Восторженный зритель едва ли отдавал себе отчёт, что причина тому — не только талантливая актёрская игра, но и музыка, превратившая спектакль в настоящее чудо.

Арам Хачатурян обожал театр и чувствовал его специфику великолепно! Композитор не раз признавался: если бы музыка не занимала все его помыслы, он стал бы актёром. Стоит ли говорить, что работа над оформлением лермонтовского «Маскарада» захватила без остатка. Сочинялось легко и привольно, одна за другой рождались мелодии, искусно вплетаемые композитором в общую канву сценической драмы. И лишь вальс, который слышал сам Лермонтов, который по задумке режиссёра должен был сопровождать все «узловые» сцены, и которым бредил сам композитор, не находился. Пока однажды Хачатурян не ощутил внутри себя мелодию… Как она к нему пришла, он не объяснял. Возможно, в момент отдыха, или прогулки, или напряжённой работы, да мало ли! Но услышанный в вечности «Вальс» стал подлинной драгоценностью в наследии композитора. И с этой драгоценностью он без колебаний расстался после того, как побывал на репетиции «Маскарада».
Актриса, игравшая Нину, и была той мелодией, которую так долго искал Хачатурян. И вот рука потрясённого композитора выводит на первой странице партитуры: «Посвящается Алле Казанской».
Она приняла дар. А «Вальс» и по сей день звучит как гимн женской красоте и таланту от Бога