Английский рожок — проводник в призрачный мир

  • 13 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Без сумрачного, томного, сладкого звука английского рожка невозможно представить себе произведения Глинки, Чайковского или Верди. Он — словно проводник в призрачный мир. В Симфоническом оркестре радио «Орфей» на этом волшебном инструменте играет Полина Попченко.
П. Попченко: Рожку обычно поручаются какие-то медленные соло, очень протяжные, созерцательные, чаще всего печальные. Рожок вообще изображает либо задумчивость, либо меланхолию, либо переплыв в потусторонний мир. Так что это развёрнутые соло, медленные и прекрасные.
Страсть и нега, отчаяние и надежда, скорбь и восторг. Вот он — английский рожок.
Этот инструмент похож на гобой, но у него есть грушевидный раструб, и сам он по размеру несколько больше. И, конечно, звук у рожка другой — более низкий, густой, терпкий. Как бархат жаркой южной ночи, как голос моря, как аромат восточных специй.
Изначально английский рожок внешне походил на «охотничий гобой» — инструмент, в руках с которым в Средневековой Европе на полотнах изображали ангелов. Поэтому его стали называть «ангельским рожком», но постепенно немецкое слово «engellisch» превратилось в «englisch», так ангельский рожок стал английским. Но звучание его в полной мере отражает первое название.
Английский рожок делают из черного дерева. Поэтому он чутко реагирует на изменение температуры и влажности. Так что приходится музыкантам утеплять свои инструменты по мере сил и возможностей.
П. Попченко: Есть тёплые чехлы с какими-то дополнительным утеплением, но для российской зимы этого недостаточно. Мне мама связала и для гобоя, и для рожка пуховые чехлы, очень хорошо греет. Я футляр обворачиваю и кладу всё это в чехол. Иногда, если совсем холодно, минусовые температуры, это ещё в пакет можно положить, в рюкзак. Утеплять нужно очень хорошо.
А еще в рожке могут загрязниться отверстия под клапанами, а это уже фатально. Поэтому у Полины Попченко всегда с собой аварийный набор: отвёртка, иголка, нитка, папиросная бумага — всё, чтобы освободить нужное отверстие от грязи.
Полумрак, полупрозрачные сизые горы, за которыми скрылось солнце, теплый ветер — полусон — полуявь. Где-то на границе полуслышные звуки английского — ангельского рожка.

Последние выпуски программы

Скрипки — слева, виолончели — справа

Дирижёр, безусловно, не может уметь играть на всех инструментах оркестра, он даже может не владеть приёмами игры ни на одном из них, но должен знать специфику каждого, очень хорошо представлять, как они могут и должны звучать в том или ином произведении.

«Регулировщик» музыки

Вопрос «Зачем нужен дирижёр?» — один из самых популярных среди тех, кто только начинает приобщаться к классической музыке: стоит человек, руками машет, а музыку сам не воспроизводит. Неужели оркестранты не могут сами без него играть?

Охотник, лань, финиковая пальма и литавры

На вопросы «Кто, когда и как придумал литавры?» вряд ли бы смогли ответить знатоки из популярной телепрограммы «Что? Где? Когда?», в заставке которой и звучит этот ударный музыкальный инструмент.