Мёд, аромат жасмина и тухлое яйцо

  • 17 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Тухлым яйцом в свежем салате» называл английский рожок признанный мэтр советского исполнительства на этом инструменте Леонид Александрович Крылов. В смеси с фаготами в оркестровой ткани английский рожок может дать «перчинку», где-то — сумрачно-героические образы. Слушатели могут почувствовать в звуке рожка мёд и красный перец, запах древесины и жасмина, различить полумрак или набирающее мощь цунами.
Только вот этот волшебный, разноплановый инструмент несёт с собой череду совсем не волшебных неприятностей.
Например, если несколько часов подряд заниматься без перерыва, можно переиграть губы. Тогда невозможно будет извлечь даже самые простые звуки, потому что губы невероятно болят. К счастью, с Полиной Попченко, рожкистом Симфонического оркестра радио «Орфей», такого не случалось.
П. Попченко: Я знаю очень мало таких историй. Буквально две-три. Обычно люди всё-таки себя как-то больше любят и жалеют и до такого не доводят. Тут есть обратная ситуация, когда не хочется заниматься: «Всё, я устала». И тогда недобор формы происходит. А переиграть — это очень трудно.
А ещё у рожкистов очень устаёт правая рука, потому что именно ей музыканты держат инструмент. Есть специальные приспособления, чтобы можно было повесить его на шею, но полностью снять нагрузку с руки это не помогает.
П. Попченко: Когда мы начинаем играть, мы входим в раж, и, естественно, весь вес приходится на правую руку.
Ну и, конечно, английский рожок требует чудес звуковедения, дыхания. Ведь огромный объём воздуха нужно уместить в крошечное отверстие. А этому инструменту обычно поручают медленные, очень протяжные, созерцательные соло.
Предок гобоя и английского рожка существовал уже во времена древних шумеров. В Древней Греции он назывался авлосом, а в Риме — тибией, и представлял собой две соединённые у основания трубки, одна из которых издавала басовый тон, а другая — играла мелодию. Греческий и римский инструменты в Средневековье развивались параллельно. Они видоизменялись, и когда-то кому-то пришло в голову сделать не конический, а грушевидный раструб. Тогда-то английский рожок отделился от гобоя. А полноправным членом оркестра он стал уже ко времени романтиков — в позапрошлом веке, в эпоху Шумана, Шуберта, Берлиоза, Мендельсона.
И как же много вместе с ним приобрёл оркестр! Все призрачные миры — прозрачные, полувидимые, полные тоски и томной неги и печальных, восторженных, отважных и нежных образов.

Последние выпуски программы

Скрипки — слева, виолончели — справа

Дирижёр, безусловно, не может уметь играть на всех инструментах оркестра, он даже может не владеть приёмами игры ни на одном из них, но должен знать специфику каждого, очень хорошо представлять, как они могут и должны звучать в том или ином произведении.

«Регулировщик» музыки

Вопрос «Зачем нужен дирижёр?» — один из самых популярных среди тех, кто только начинает приобщаться к классической музыке: стоит человек, руками машет, а музыку сам не воспроизводит. Неужели оркестранты не могут сами без него играть?

Охотник, лань, финиковая пальма и литавры

На вопросы «Кто, когда и как придумал литавры?» вряд ли бы смогли ответить знатоки из популярной телепрограммы «Что? Где? Когда?», в заставке которой и звучит этот ударный музыкальный инструмент.