Арфа. Жмём на педали

  • 8 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Арфа — один из старейших музыкальных инструментов. Внешне она похожа на оружие древних людей — лук. Считается, что история арфы началась тогда, когда человек выпустил стрелу из лука и услышал, как запела тетива.
Арфа. Жмём на педали
Всё это очень похоже на правду, поскольку из лука стреляли, как правило, только мужчины и на арфе когда-то играли исключительно они. Женщины стали прикасаться к струнам этого инструмента только в 18-м веке во Франции. На Руси одной из первых арфисток была Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, графиня Шереметева. Её современная последовательница, замечательная арфистка Симфонического оркестра радио «Орфей» Екатерина Олейниченко сыграла в историческом киносериале роль арфистки.
Е. Олейниченко: Меня гримировали: бриллианты, жемчуга на голову, шикарное бальное платье. И одна из гримёрш мне говорит: «Странно, мы вас так гримируем! Вы же арфистка! Это, наверно, крестьянка сидит играет!» Это в императорском дворце, в тронном зале сидит крестьянка и играет на арфе? Конечно нет.
Арфа. Жмём на педали
До революции игре на арфе учили в Смольном институте Петербурга. Его выпускница Ксения Эрдели — первая российская и советская арфистка, в первые годы советской власти сделавшая очень много для популяризации инструмента. Возможно, именно тогда и закрепилось представление о том, что арфа — женский инструмент. Но в последнее время у Екатерины Олейниченко стали появляться коллеги-мужчины.
Е. Олейниченко: Например, Александр Болдачёв — замечательный арфист, пропагандист и энтузиаст нашего арфового искусства. К счастью, сейчас мужчина за арфой уже не воспринимается так, как это было двадцать лет назад. Мужчина за арфой воспринимался как женщина за рулём. Сейчас и то и другое воспринимается очень хорошо.
Как и у автомобиля, у арфы есть педали. И их не две или три, а целых семь!
Арфа. Жмём на педали
Е. Олейниченко: Очень многие спрашивают, что такое педали и какая у них функция. Семь нот — семь педалей. До, ре, ми, фа, соль, ля, си — семь педалей. Каждая педаль имеет три положения, и благодаря этому на арфе можно извлекать прекрасные глиссандо. Глиссандо — это перелив, как вода.
Положения педалей различаются глубиной нажатия. То есть необходимо не только быстро находить ногами нужную педаль, но и давить на неё правильно.
Е. Олейниченко: Три ступенечки: верхняя, средняя и нижняя. Те, кто любит, например, гитару или скрипку, могут представить себе так: верхнее положение всех педалей — это пустая струна, свободная струна. Нажатием педали мы приводим в действие механизм, который поворачивает вилочку, как музыкант зажимает лады на гитаре или струну на скрипке. В первой позиции все одинаковые ноты, например все до, звучат ровно на полтона выше. Струна укорачивается ровно на лад, ровно на полтона. Она укорачивается этой вилочкой.
На большой концертной арфе 47 струн. А некоторые из них цветные. Высота арфы — без малого два метра, а вес — более сорока килограммов. Бывают и маленькие арфы. Можно сказать, карманные. Но об этом мы расскажем в следующий раз.

Последние выпуски программы

Приглашённые в классику

Классический состав симфонического оркестра окончательно сформировался в конце 19-го века. Однако не существует правил без исключения, и новые времена требовали новых музыкальных участников. Так что новая классика «пригласила на танец» новые звуки и новые инструменты.

Тайна тайн, в которой оживают ноты

Возвращение к жизни забытой музыки отечественных авторов — одна из главных творческих задач Симфонического оркестра радио «Орфей». Вновь дать настоящее и будущее произведениям позволяет проект «Возрождаем наследие русских композиторов».

Невидимый боец невидимого фронта

Никто не видит суслика, а он, тем не менее, есть. Никто из ценителей классической музыки не видит оркестрового библиотекаря, а он, тем не менее, есть, и от его работы зависит очень и очень много.