«Я достаю из широких штанин»

  • 14 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Знакомьтесь: Туся и Маруся — скрипки Петра Лаврищева, концертмейстера Симфонического оркестра радио «Орфей».
Как и у всех скрипок, у Туси и Маруси есть паспорта, без них инструменты просто не разрешат вывезти за границу. Ценность скрипки для России определяет специальная комиссия, и в зависимости от ее решения скрипачу выдается черно-белый или цветной документ. Сегодня любой инструмент, которому больше 100 лет, считается представляющим ценность для страны. Если фотография в документах черно-белая, как у Маруси, значит, скрипка не считается государственным достоянием, и с ней можно спокойно ехать на гастроли.
«Я достаю из широких штанин»
А вот если фотография цветная, как у Туси, без разрешения Министерства культуры вывезти из страны инструмент не получится. А еще музыкант должен оформлять паспорт для скрипки каждые десять лет, как мы — загран, только через Госуслуги его, увы, не получишь.
Начиная с 5 лет Петр Лаврищев берет в руки инструмент и играет по четыре-пять часов каждый день. Иначе мастерства не добиться.
П. Лаврищев: В шестнадцать лет начинать — это очень сложно. Там совершенно другое физическое состояние. Почему детей учат? Пока они гибкие, молодые, их можно чему-то научить. Если человек в шестнадцать лет хочет научиться просто для себя играть на скрипке, он научится и будет играть. Но профессионально заниматься он, наверное, не сможет.
«Я достаю из широких штанин»
Но даже если Вы не занимались скрипкой ни с 5, ни с 16 лет, Вы все равно могли слышать такие красивые и непонятные слова как деташе, спиккато и пиццикато. Это всё приемы игры.
П. Лаврищев: Деташе — это ведение смычка вверх и вниз как бы лёжа на струне смычком. Спиккато — это когда смычок по струне не ведётся, а он прыгает над струной и зацепляет её. Звук получается отрывистый. Такой же отрывистый, как стаккато на фортепьяно. Пиццикато играется либо левой, либо правой рукой без смычка. Это приём сольный, который использовали в произведениях Паганини, Сарасате. Очень эффектный приём и очень красиво он выглядит, и со стороны красиво, и звучит прекрасно.
«Я достаю из широких штанин»
А услышать, как звучат эти музыкальные штрихи в исполнении скрипачей Симфонического оркестра радио «Орфей», вы можете в Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского или на спектаклях «Кремлёвского балета».

Последние выпуски программы

Приглашённые в классику

Классический состав симфонического оркестра окончательно сформировался в конце 19-го века. Однако не существует правил без исключения, и новые времена требовали новых музыкальных участников. Так что новая классика «пригласила на танец» новые звуки и новые инструменты.

Тайна тайн, в которой оживают ноты

Возвращение к жизни забытой музыки отечественных авторов — одна из главных творческих задач Симфонического оркестра радио «Орфей». Вновь дать настоящее и будущее произведениям позволяет проект «Возрождаем наследие русских композиторов».

Невидимый боец невидимого фронта

Никто не видит суслика, а он, тем не менее, есть. Никто из ценителей классической музыки не видит оркестрового библиотекаря, а он, тем не менее, есть, и от его работы зависит очень и очень много.