Звук из ничего

  • 14 февраля 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Кларнет играет благородно, выразительно, на верхних звуках пронзительно. Он может изобразить что-то мрачно-трагическое или порхать как эльф, радостно преодолевая музыкальную «гравитацию». Инструмент звучит в трёх регистрах. В нижнем он мрачен и тяжел, лёгок в среднем и резок в верхнем. И вместе со своим инструментом вверх и вниз давно «путешествует» концертмейстер группы кларнетов Симфонического оркестра радио «Орфей» Денис Мясников.
Денис Мясников: Кларнет, в отличие от большинства духовых инструментов, имеет свои уникальные особенности. Например, динамический диапазон. Ни у одного инструмента нет такого динамического диапазона — от пианиссимо до фортиссимо. Мало того, на кларнете можно взять звук из ничего, что ни один другой инструмент не позволит. В знаменитой «Бездне птиц» Мессиана как раз используется этот приём. И это всегда эффект создает, определённую краску, настроение.
Казалось бы, «из ничего» и взяться нечему. А в первом звуке музыкальной «плоти» должен быть виден старт, фундамент, первооснова. Но кларнет здесь подобен искусному фокуснику, извлекающему живого кролика из пустого, казалось бы, ларца.
Звук из ничего
Денис Мясников: Это когда нет начала, когда вы не слышите вообще, где звук появился. Любой инструмент — труба, гобой, флейта — при звукоизвлечении мы слышим что? Тааа, тааа. Начало есть. А звук из ничего — это когда начала нет, это бесконечность.
Благодаря своему неповторимому тембру кларнет заслужил любовь и признательность великих композиторов. Среди них Моцарт и Бетховен, Чайковский и Римский-Корсаков, Мендельсон и Пуччини. В их работах он играет разные роли — иногда трагические, иногда комические, иронические, насмешливые. В симфонической сказке «Петя и Волк» Прокофьева кларнет «мягкий и пушистый» как кошка.
Денис Мясников: Например, Моцарт считал, что нет более похожего на человеческий голос инструмента, чем кларнет. Это всегда такой луч света. Это всегда «полётность», что-то такое яркое и в то же время мягкое. И в то же время сентиментальное. Краски, в основном, такие лирические. Хотя есть и «скерцозность», есть где-то дерзость в звуке.
Звук из ничего
Начало применения кларнета приходится на середину 18 века, но принято считать, что его «золотой век» стартовал в 1800 году, когда инструмент был включен в симфонические оркестры. Длится он и сейчас, и конца ему пока не предвидится.
Денис Мясников: Хотя и говорят, что золотой век уже вроде бы наступил, но я не уверен. В развитии еще есть большой путь, по моим ощущениям. Ещё можно много чего находить, ещё можно много чего менять и с точки зрения формы, и структуры, и системы клапанов дополнительных, мензуры и всего остального.
Так что впереди у кларнета дорога дальняя, ведущая его к эволюции «почти по Дарвину» и к совершенствованию механики. И вполне может такое случиться, что в конце пути артистов и композиторов ждут новые «чистые победы» в музыке.

Последние выпуски программы

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.