Человек в футляре

  • 31 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Человек в футляре — это не об одноимённом рассказе Антона Павловича Чехова или о другом его произведении — «Роман с контрабасом». Но и футляр, и контрабас, и роман в один узел жизнью завязаны, о чем прекрасно знает концертмейстер группы контрабасов Симфонического оркестра радио «Орфей» Сергей Сутягин.
Контрабас, как и остальные его струнные «братья и сестры», штука хрупкая, требующая отношения нежного. Так что его постоянно нужно оберегать от ударов и падений. Хотя для изготовления этого инструмента «аристократической» породы деревьев, в общем-то и не требуется.
Человек в футляре
Сергей Сутягин: Если говорить о каких-то «мастеровых» инструментах, то дека — ель какая-нибудь горная, чтобы она звенела. А всё остальное — не принципиально. А про инструменты, которые от «завода клавишных инструментов», то они все — фанера. Правда, сейчас уже существует возможность купить инструменты хороших мастеров, хороших заводов. Да и фанера может зазвучать. Мастер может довести заводской инструмент «до ума». И уже он вроде и заводской, но одновременно и «полумастеровой» получается.
Одна из самых важных частей контрабаса — струны: оркестровый вариант оборудован четырьмя или пятью струнами, обычно металлическими или синтетическими. Главное, что каждая из них покрыта серебряной обмоткой. Правда, «синтетика» не очень подходит для оркестровой игры, она глуше. А ещё струны для этого инструмента часто делают не совсем обычными. Их изготавливают не с круглой, а с плоской оплёткой, чтобы меньше об них «стачивались» пальцы.
Чтобы содержать контрабас в порядке музыканту приходится носить с собой отвёрточку или мультитул — подкрутить винты в накладке колков. А нередки случаи, когда для походного ремонта подойдет обрывок концертной программки или сторублёвка.
Человек в футляре
Сергей Сутягин: Если при какой-то случайности, вот надо исполнять, а инструмент лопнул, что-то с ним произошло, отошла дека, то тут без клея не обойдешься. Есть хитрость — бумажечку вставишь, чтобы он не «трещал» в момент исполнения. А потом уже к мастеру на плотное ТО.
И всё же неодолимый враг контрабаса — погода. И мастеру она неподвластна. Повышенная влажность или сухость воздуха, жара или мороз для него и его деревянных соратников бесследно не проходят. Так что клеить его приходится иногда и на эпоксидку, если инструмент не особо ценный. А зачастую в ход идут «сухари» — деревянные элементы, которые ставятся изнутри деки, чтобы трещины больше не расходились.
Человек в футляре
Счастливые контрабасы те, у которых есть умный и любящий хозяин. Но и контрабасы дают своим хозяевам любимую работу и даже уютную постель. Спать в футляре контрабаса его владельцу совсем не в новинку, особенно в учебные годы или на гастролях. Есть такие чехлы мягкие — в городском транспорте инструмент перевозить. И растянуться в нем можно в полный рост, и одеяла не надо, он поролоном проложен, тепло. Так что, завязав «роман с контрабасом», надо быть готовым к тому, что длиться он будет и днём, и ночью, да и всю жизнь.

Последние выпуски программы

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.