Урок музыки

  • 12 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В творчестве голландца Вермеера музыка — тема почти неисчерпаемая. Вероятно потому, что она добавляет интимности, способствует погружению в себя.
Картина «Урок музыки» была написана предположительно между 1662 и 1665 годами. Как часто у Вермеера, сцена сдвинута вглубь от переднего плана. В достаточно большой и просторной комнате, у стены, освещаемой сквозь витражи оконных рам, стоит мюзелар — напоминающий стол клавишный музыкальный инструмент, родственник клавесина, с мануалом, сдвинутым вправо от центра. Перед ним молодая девушка в красной юбке с темным напуском. Она изображена со спины, будучи занята игрой. Однако зеркало, висящее над инструментом, показывает, что взор ее направлен несколько вбок — не совсем, но почти туда, где стоит молодой учитель с каменным лицом. Возможно, она хочет получить от него ответ, правильно ли сыгран пассаж. Или что-то еще? Кстати, что он предложил ей исполнить? Яна Свелинка, Уильяма Бёрда или что-нибудь из Фрескобальди?
Прямо за ней на полу лежит виола да гамба, деревянная поверхность которой вписывается в искусную перспективу, образованную расположенным ближе к нам столом под тяжелым ковром, синим стулом и уже упомянутой юбкой. Все линии и поверхности здесь являются участниками блестящей геометрической игры.
Свет из окна подчеркивает золоченую маркетри инструмента и надпись на крышке, выведенную по латыни: Musica Laetitia Comes, Medicina Dolorum — «Музыка — подруга радости и средство от боли».
Забудем про фривольные мысли. Даже если чувство и мелькнет, разбуженное музыкальной фразой, нам велено принять в расчет гораздо более серьезную мысль: что встав за мюзелар и проводя там часы, можно научиться не поддаваться тяготам жизни.
Ян Вермеер, «Урок музыки», 1662–1665 гг. Королевское художественное собрание, Лондон

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.