Впечатление Nº 3 (Концерт)

Выпуск 12
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского — это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шёнберга. Звучат два струнных квартета (опус 7 и 10) и три пьесы для фортепиано. Уже на следующий день живописец садится за создание полотна, а вскоре отваживается написать Шёнбергу восторженное письмо, приложив папку со своими работами. Так между двумя современниками завяжется оживлённая переписка, которая продлится, с перерывами, до 1923 года.
В этом общении выстраивается диалог двух искусств — живописной абстракции и атональной музыки, двух эстетических революций, которые порывают с веками традиционного творчества. Кроме писем, результатом знакомства станет участие Шёнберга в первой выставке созданного Кандинским объединения «Синий всадник», появление статьи композитора в одноимённом альманахе, а также посещение им Петербурга, куда Шёнберг приедет зимой 1912 года.
Впечатление Nº 3 (Концерт)
Но обратим наше внимание на «Впечатление Nº 3». В центре композиции выделяется тёмное пятно, отдалённо напоминающее рояль. Всё остальное так же составлено в большой степени из чистых цветов. Каждый ассоциирован со звуком: жёлтый — это труба, синий — виолончель, красный — туба. Кандинский изобретает музыкальную палитру, новый язык, который превращает ноты в цвета, и наоборот. И всё это самым естественным образом. Художник обладал даром, позволяющим ему слышать цвета и видеть звуки. Есть мнение, что именно в силу этого его живопись носила абстрактный характер, так как музыка нефигуративна по своей природе.
Поэтому бесполезно искать похожесть в изображении рояля. Эти пятна остались на полотне не отражением «объективной реальности, данной нам в ощущении», а следом очень личного переживания.
Василий Кандинский, «Впечатление Nº 3 (Концерт)», 1911 год. Галерея Ленбаххауз, Мюнхен

Последние выпуски программы

Вернисаж Гартмана

Самое значительное из всех произведений, сочинённых Мусоргским для рояля, родилось после посещения художественной выставки.

Натюрморты Пикассо

Многолетние поиски на почве кубизма пробудили у Пабло Пикассо интерес к музыкальным инструментам, одной из особенностей которых, как известно, является умение оживать при контакте.

Портрет Моцарта

Незаконченный портрет Моцарта кисти художника-любителя Йозефа Ланге — это одно из самых известных и тиражируемых изображений композитора.

Поиск по сайту