Табула тридцать седьмая. После смерти шагнул в бессмертие

Выпуск 37
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Рахманинов? Ужасная музыка, забудьте», — советовал великий импресарио Дягилев будущему основателю американского балета Джорджу Баланчину. Сейчас это кажется странным, а ведь многие современники видели в композиторе лишь автора слащавых бестселлеров-однодневок.
Считается, что гении раньше других ощущают флюиды времени и задают новый вектор движения. Берг и Хиндемит, Стравинский и Шёнберг — с их помощью обнулился 19 век, и авангард оставил романтиков за бортом. Среди них оказался «запоздалый гений» Сергей Рахманинов. Композитору приклеили ярлык «ихтиозавра» и обвинили в анахронизме, его мелодиям отказали в красоте, а чувствам — в искренности. «Немудрено, если через некоторое время я решусь совсем бросить сочинять», — вырывалось у него в минуты отчаяния. Но ведь не бросил! Хотя, по большому счёту, при жизни карьера не состоялась: Первая симфония провалилась, оперы на сцене не задержались, а главным хитом на долгие годы стала юношеская Прелюдия до-диез минор. За границей её назвали The Bells of Moscow, не имея понятия о настоящих «Колоколах» для хора с оркестром. Другими опусами автора почти не интересовались, за исключением двух Концертов и Рапсодии. И в то же самое время Рахманинов был иконой и абсолютным лидером мирового фортепианного Олимпа.
Табула тридцать седьмая. После смерти шагнул в бессмертие
Пианист, композитор, дирижёр. Эта триада в эмиграции сократилась до дилеммы, но легче не стало. За четверть века написал всего 6 опусов из 45, и причина не только в ностальгии. В погоне за деньгами пианист обошёл композитора: ежегодные сезонные концерты в Америке и летние в Европе изматывали и не оставляли времени для сочинения музыки. А ещё оплеухи от прессы за «старомодную» Третью симфонию, Вариации на тему Корелли и даже за лебединую песнь — «Симфонические танцы». Их запись на студии отложили, да так и не сделали по причине смерти автора.
Ради чего Рахманинов всё это терпел?
Ради будущего.
Он как будто предчувствовал, что спрос на красоту и величие вернётся, и не ошибся. В России он сейчас — «наше всё», вместе с Пушкиным и Чайковским. Для массового слушателя по всему миру — царь и бог, Моцарт 20 века. И лишь представители «культурной» западной элиты продолжают твердить нарративы эпохи авангарда о старомодности и дурном вкусе его музыки. Но даже они не могут не признать — после смерти Рахманинов-композитор шагнул в бессмертие.

Последние выпуски программы

Табула сороковая. Последняя тайна

После зимних дождей американский Город ангелов хорош как никогда. Цветущие деревья окутывают его бело-розовым облаком, а изумруд окружающих холмов ещё не успевает выгореть под палящим солнцем. Эту красоту Сергей Рахманинов в последний раз увидит весной 1943-го.

Табула тридцать девятая. Ни белый, ни красный, а русский

Ранняя весна, спустя две недели после революции, свергнувшей царя. В московском «Театре Зон», где сейчас филармония, играет лучший пианист Российской империи. Гонорар в 1000 рублей он передаст Союзу артистов-воинов: «от первого выступления в стране отныне свободной, на нужды армии свободной прилагает свободный художник С. Рахманинов».

Табула тридцать восьмая. «Господи, пошли мне сил и терпения»

«Разве вы не заметили, что я точку упустил? Она у меня сползла, понимаете?», — закусив губы, злился Сергей Рахманинов. И все, кто был в артистической, понимали: их кумир недоволен кульминацией, а публика в зале даже не заметила. Она ревела от восторга.