Табула двадцатая. Шедевр на все времена

Выпуск 20
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Когда звучит эта бескрайняя мелодия, уводящая за горизонт, ближе и понятней становится пророчество о «красоте, которая спасёт мир». И у этой красоты не просто славянские черты. Она родом из России. Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова — это наш генный код, цепочка хромосом, воплощённая в звуках.
Шедевр на все времена вынашивался во время жесточайшего кризиса и на свет появился в муках. Жарким летом 1898-го Рахманинов принимает историческое решение — уйти из Частной оперы Мамонтова, несмотря на перспективную профессию дирижёра, известность и хороший контракт. Для современных прагматиков — поступок импульсивный, но мир благодаря ему откроет того самого Рахманинова, которого сейчас знает и любит. Он заявит о себе Вторым фортепианным концертом, вот только случится это, спустя почти три года.
Табула двадцатая. Шедевр на все времена
После провала Первой симфонии «старый» Рахманинов, по словам самого композитора, умер, а новый пока ещё не родился. Зависший между прошлым и будущим, он живёт в состоянии кризиса, и этому способствует не только депрессия. Он выбрал для себя уникальный, но трудоёмкий процесс работы. Сочинял музыку не за роялем, не на бумаге, а в голове, от начала до конца, и только потом переносил её на нотный лист. В условиях творческого дефолта пять линеек стали символом бессонницы, неврозов и страхов.
Родственники тщательно подчистят архив Рахманинова, и уже не выяснить, когда именно началось лечение у доктора Даля, и сколько продолжалось. Но факт остаётся фактом: после знакомства с врачом он сочиняет Вторую и Третью части концерта, а вот с первой проблема. Она — в нескольких вариантах, но не нравится ни один, и поэтому на премьере новинка прозвучит усечённой. Полный вариант будет представлен через полгода, в апреле 1901-го. За роялем автор, дирижирует его брат Александр Зилоти. Второй фортепианный концерт скоро станет суперпопулярным и вознесёт своего создателя на музыкальный Олимп.
Восторженные поклонники будут сметать партитуру с прилавков магазинов и увидев посвящение доктору Далю, гадать — кто этот человек? Они не узнают, что на титульном листе автографа Рахманинов написал ещё одно посвящение, но потом заштриховал так, что прочесть его нельзя. Можно только предполагать, но это уже совсем другая история.

Последние выпуски программы

Табула сороковая. Последняя тайна

После зимних дождей американский Город ангелов хорош как никогда. Цветущие деревья окутывают его бело-розовым облаком, а изумруд окружающих холмов ещё не успевает выгореть под палящим солнцем. Эту красоту Сергей Рахманинов в последний раз увидит весной 1943-го.

Табула тридцать девятая. Ни белый, ни красный, а русский

Ранняя весна, спустя две недели после революции, свергнувшей царя. В московском «Театре Зон», где сейчас филармония, играет лучший пианист Российской империи. Гонорар в 1000 рублей он передаст Союзу артистов-воинов: «от первого выступления в стране отныне свободной, на нужды армии свободной прилагает свободный художник С. Рахманинов».

Табула тридцать восьмая. «Господи, пошли мне сил и терпения»

«Разве вы не заметили, что я точку упустил? Она у меня сползла, понимаете?», — закусив губы, злился Сергей Рахманинов. И все, кто был в артистической, понимали: их кумир недоволен кульминацией, а публика в зале даже не заметила. Она ревела от восторга.