Табула двадцать седьмая. Эдем

Выпуск 27
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Запахи трав от разогретой земли, стрекот кузнечиков и до самого горизонта золото пшеничных полей. Но в этом степном краю есть уголок с изумрудной зеленью парка, беседками, увитыми диким виноградом, фонтанами, прудами, фруктовым садом и сказочным голубым домом с колоннами и ажурным кружевом белых наличников. Пара десятков километров от станции Уварово Тамбовской области и вы попадёте в Ивановку, музей-заповедник Сергея Рахманинова.
«Мне здесь так хорошо, что я уже начал считать с тоской дни до отъезда», - признавался композитор. Он впервые увидел усадьбу своей тётушки 17-ти летним юношей, а простился с ней навсегда, когда было уже за сорок. И в эмиграции вспоминал не Москву, где жил, учился и познал славу, а провинциальную Ивановку. Она стала частичкой родины, которую Рахманинов навсегда сохранил в памяти и на фотографиях.
Табула двадцать седьмая. Эдем
Вот он с компанией на сенокосе. У всех грабли, даже у барышень в нарядных платьях. Он нежно обнимает милую шатенку слева, и отстранился от той, которая по правую руку. Но именно она, двоюродная сестра Наташа Сатина, будущая владелица Ивановки, станет его женой и подарит двух дочерей. Они появятся на свет в родовой усадьбе. И вот уже счастливый отец вместе со своими «гуленьками»: русая головка младшей Тани и чёрные как смоль длинные косы старшей Ирины. А это фото ещё одной любимицы. Лора, она же «Лорелея» — красная спортивная машина с откидным верхом. Он будет рассекать на ней по пыльным дорогам Тамбовщины: «Когда работа не по силам, сажусь в автомобиль и лечу на простор. Благословляю свободу и голубые небеса…»
Работа — это в первую очередь музыка. Большая часть из всего написанного прошла через Ивановку: прелюдии, этюды-картины, романсы, оперы и Третий фортепианный концерт. Но если музыкой он зарабатывал, то на усадьбу только тратил. Огромная сумма в размере 120 тысяч за несколько лет ушла на породистых лошадей, американскую технику, сотню белых ив из питомника, чёрных поросят и бог ещё знает на что. Вместо того, чтобы сдать землю в аренду, Рахманинов пытается выращивать хлеб и торговать зерном, но ничего не получается. Ивановка так и не стала образцовым хозяйством, а во время революции усадьбу разрушили до основанья. Эдем, где встретились любовь, судьба и вдохновение, исчез, возможно, для того, чтобы возродиться спустя десятилетия. Но это уже совсем другая история.

Последние выпуски программы

Табула сороковая. Последняя тайна

После зимних дождей американский Город ангелов хорош как никогда. Цветущие деревья окутывают его бело-розовым облаком, а изумруд окружающих холмов ещё не успевает выгореть под палящим солнцем. Эту красоту Сергей Рахманинов в последний раз увидит весной 1943-го.

Табула тридцать девятая. Ни белый, ни красный, а русский

Ранняя весна, спустя две недели после революции, свергнувшей царя. В московском «Театре Зон», где сейчас филармония, играет лучший пианист Российской империи. Гонорар в 1000 рублей он передаст Союзу артистов-воинов: «от первого выступления в стране отныне свободной, на нужды армии свободной прилагает свободный художник С. Рахманинов».

Табула тридцать восьмая. «Господи, пошли мне сил и терпения»

«Разве вы не заметили, что я точку упустил? Она у меня сползла, понимаете?», — закусив губы, злился Сергей Рахманинов. И все, кто был в артистической, понимали: их кумир недоволен кульминацией, а публика в зале даже не заметила. Она ревела от восторга.