Табула шестнадцатая. Три ноты

Выпуск 16
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Радуга — это автограф Бога», — сказал кто-то из великих. Тогда автограф писателя — это афоризм, а композитора — мелодия. Например, такая…
Москва, конец сентября 1892 года. Там, где пересекаются две главных улицы города, Тверская и Садовая, проходит Первая электрическая выставка. В будущем на этом месте появится знаменитый сад «Аквариум» с тенистыми деревьями и гигантскими цветочными клумбами, а пока здесь радужные фонтаны и грот с разноцветными лампочками. Публика с удовольствием катается по рельсам в вагончике, который скоро назовут трамваем, и восхищённо ахает, когда в ночное небо поднимается воздушный шар, освещаемый электрическим прожектором. В такой волшебной обстановке Серёжа Рахманинов играет свою новую Прелюдию.
Табула шестнадцатая. Три ноты
Ему 19, он с отличием окончил консерваторию как пианист, и диплом композитора ещё впереди. Сочиняет мало, а замечаний, от учителя Сергея Танеева, много. Обвинение в эпигонстве постигнет и эту Прелюдию, но критики окажутся снисходительнее мэтра и назовут её «очаровательной». А тут еще Александр Зилоти, знаменитый пианист и по совместительству двоюродный брат, возьмёт пьесу на гастроли. И вот уже ей рукоплещут Берлин и Париж, Лондон и Нью-Йорк, а журналисты наперебой придумывают удивительные названия: «Падение Москвы», «Судный день»… В конце концов закрепится «The Bells of Moscow», и когда Рахманинов отправится завоёвывать Америку, а потом и Европу, ни один его концерт не обойдется без знаменитых «Московских колоколов». Так будет продолжаться до конца жизни. «Какая убийственная слава»,— грустно пошутит композитор.
Он расскажет, как продал Прелюдию оптом и за 20 долларов навсегда лишился прав на пьесу, которая вошла в топ самых исполняемых произведений мира — существует множество её обработок для разных инструментов. Названная цифра по курсу конца 19 века соответствовала примерно 40 рублям, но исследователи считают, что сумма сильно преувеличена — в то время в России начинающим авторам платили намного меньше.
В опусе № 3 кроме Прелюдии есть ещё несколько прекрасных пьес, и среди них знаменитая Элегия — та, что на разрыв аорты. Но не она станет первым музыкальным автографом Сергея Рахманинова. Весь мир покорит простой короткий мотив. Всего лишь три ноты, но какие!

Последние выпуски программы

Табула сороковая. Последняя тайна

После зимних дождей американский Город ангелов хорош как никогда. Цветущие деревья окутывают его бело-розовым облаком, а изумруд окружающих холмов ещё не успевает выгореть под палящим солнцем. Эту красоту Сергей Рахманинов в последний раз увидит весной 1943-го.

Табула тридцать девятая. Ни белый, ни красный, а русский

Ранняя весна, спустя две недели после революции, свергнувшей царя. В московском «Театре Зон», где сейчас филармония, играет лучший пианист Российской империи. Гонорар в 1000 рублей он передаст Союзу артистов-воинов: «от первого выступления в стране отныне свободной, на нужды армии свободной прилагает свободный художник С. Рахманинов».

Табула тридцать восьмая. «Господи, пошли мне сил и терпения»

«Разве вы не заметили, что я точку упустил? Она у меня сползла, понимаете?», — закусив губы, злился Сергей Рахманинов. И все, кто был в артистической, понимали: их кумир недоволен кульминацией, а публика в зале даже не заметила. Она ревела от восторга.