Табула четырнадцатая. Встреча с прошлым

Выпуск 14
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
21 сентября 1962 года, Москва, аэропорт Шереметьево. По трапу самолета с трудом спускается пожилой человек маленького роста, в черном пальто и тёмных очках. Под вспышками фотокамер он снимает шляпу и в ответ на объятия Хренникова протягивает главе Союза советских композиторов… трость. Это композитор Игорь Стравинский. Он приехал в гости на родину, которую покинул почти полвека назад. Свой среди чужих в далёкой Америке и чужой среди своих в советской России. Ему уже 80, и это последняя возможность встретиться со своим прошлым.
Эти слова Стравинский произнес со сцены Ленинградской филармонии. Все, кто был тогда в зале, плакали. Да и сам маэстро не удержался от слёз при виде русской берёзки, но и только. Очарование старины в городе Петра и Москве, куда повезли чету Стравинских, исчезло. Понравился лишь Новодевичий монастырь, а всё остальное, по сравнению с Парижем или Нью-Йорком, явно проигрывало.
Табула четырнадцатая. Встреча с прошлым
Его поселили в лучшем номере лучшего отеля страны «Националь». Огромная гостиная сразу же превратилась в приёмную с бесконечным потоком желающих встретиться с «апостолом буржуазного модернизма». Он охотно раздавал интервью и шокировал пристрастием к высокоградусным напиткам — бутылка виски была «ни о чём», как ни о чём были для него все советские композиторы. Соперник Прокофьев уже умер, музыку Хренникова он считал «ископаемой», а Шостаковича — «псевдоноваторской».
Ему стало плохо от красного борща со сметаной, от увиденных во Дворце Съездов постановок его балетов, от сердечного приступа — карету скорой помощи вызывали несколько раз. Зато радовали хлебосольные застолья, а ещё стоячие овации, которые устраивала публика. Он дирижировал сюитами из «Жар-птицы» и «Петрушки», песней «Эй, ухнем». Однажды сбился, а оркестр Московской филармонии продолжал играть, как ни в чём не бывало.
Знаменитости предлагали остаться навсегда, обещали «златые горы», но получили отказ — «хорошего понемножку». Под хорошим маэстро понимал водку, чёрную икру и пирожки с мясом, приготовленные ленинградскими родственниками. Путешествие в прошлое вполне удалось, чего ж ещё надо? Ведь на родине Игорь Стравинский прожил всего лишь треть своей очень долгой, очень успешной и очень комфортной жизни.

Последние выпуски программы

Табула пятнадцатая. Замыкая круг

«Я был рожден не вовремя» — это сказал человек, который жил в эпоху войн и катастроф. Судьба загоняла его в тупик, но он всегда находил из него выход и свои поражения превращал в победы. Игорь Стравинский — самая противоречивая фигура в истории музыки.

Табула тринадцатая. Кто Вы, мистер Стравинский?

На видео двое немолодых мужчин лихо пьют шотландский виски из одного стакана и не закусывают. Говорят на миксте из французского, немецкого, английского и русского. Лысый старик крошечного роста в белой рубашке и огромных очках — Игорь Стравинский, ему за 80. Собутыльнику явно меньше.

Табула двенадцатая. Злой гений

Знаменитое видео конца 50-х. За роялем плечом к плечу сидят двое в огромных очках с толстыми линзами. Узнаваемая яйцевидная лысая голова выдаёт Игоря Стравинского. Ему 75. Рядом — молодой человек с худым лицом, острым носом и тонкими ниточками плотно сжатых губ. Это Роберт Крафт.