Путешествие во «Времена года» — Январь, Февраль

  • 5 января 2011
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Непосредственно подступая к фортепианному циклу Петра Ильича Чайковского «Времена года» Михаил Казиник и Алексей Ботвинов начинают свое музыкальное рассуждение с первых двух пьес — «Январь» и «Февраль».
Михаил Казиник: «Когда Николай Матвеевич Бернард — редактор и владелец журнала „Нувеллист“ в 1875 году обратился к Петру Ильичу Чайковскому, то произошло событие революционное в области музицирования. Он предложил своему любимому композитору написать 12 пьес к двенадцати месяцам года; этот цикл он сам назвал „Времена года“. Каждый месяц журнал должен был выходить с одной пьесой. И Чайковский, понимая, что этот журнал предназначен для огромного количества людей, подумал о том, что это должно быть доступно. И первая пьеса в этом цикле — „Январь“ — это попытка преодолеть косность, ужас, бездарность этих массовых изданий и создать действительно художественные образы…»
Возникновение цикла «Времена года», непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом «Нувеллист», основанном в 1842 году. Старший из семьи Матвей Иванович Бернард (1794-1871), основатель нотоиздательской фирмы и журнала «Нувеллист» был также пианистом и композитором. Продолжателем дела стал его сын Николай Матвеевич (1844-1905), также известный музыкант. Редактором журнала был брат основателя фирмы Александр Иванович (1816-1901), известный пианист и композитор. «Нувеллист» знакомил публику с новыми сочинениями русских композиторов, музыкантов — любителей, а также зарубежных авторов. Помимо нотных текстов в нем печатались сведения о новинках оперных сцен, концертах в России, Западной Европе и Америке.
Чайковский сотрудничал с «Нувеллистом» с 1873 года, сочинив для журнала несколько романсов. Поводом к написанию цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Николая Матвеевича Бернарда, полученный Чайковским в ноябре 1875 года. Однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.
При издании цикла «Времена года» в «Нувеллисте» пьесы получили поэтические эпиграфы. Стоит отметить, что Николай Матвеевич Бернард был большим знатоком русской литературы и поэзии и даже автором литературных сочинений. По-видимому, именно издатель был инициатором включения стихов русских поэтов в качестве эпиграфов к уже написанным пьесам Чайковского.
Журнал выходил ежемесячно, первого числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер, за исключением сентябрьского. В журнале № 9 появилось объявление, что подписчики в конце года получат в качестве премии отдельное издание всех 12-ти пьес. Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием «Времена года». Обложка была с двенадцатью картинками — медальонами и названием «Времена года».
Очень скоро после издания «Времена года» стали необычайно популярными и у музыкантов-любителей, и у профессионалов, а впоследствии явились одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки.
Январь -«У камелька»:
«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.»
А.С.Пушкин
Февраль — «Масленица»:
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»
П. А. Вяземский.

Последние выпуски программы

Путешествие во «Времена года» — Ноябрь, Декабрь

Если собрать вместе все двенадцать пьес цикла П. И. Чайковского «Времена года», то окажется что звучат они чуть более сорока минут. Однако, как несоизмерим этот масштаб в контексте музыкальной истории….

Путешествие во «Времена года» — Октябрь

Михаил Казиник и Алексей Ботвинов подходят к одному из шедевров не только двенадцати пьес цикла П.И. Чайковского «Времена года» но, пожалуй, и всей мировой музыки. «Осенняя песнь» занимает в цикле особое место...

Путешествие во «Времена года» — Июль, Август, Сентябрь

Следующие три пьесы из цикла П.И. Чайковского «Времена года» - «Июль», «Август», «Сентябрь» - авторы объединяют в единое скерцо, рассматривая при этом само произведение как некую симфоническую форму...