Путешествие во «Времена года» — Ноябрь, Декабрь

  • 9 февраля 2011
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Если собрать вместе все двенадцать пьес цикла П. И. Чайковского «Времена года», то окажется что звучат они чуть более сорока минут. Однако, как несоизмерим этот масштаб в контексте музыкальной истории…
Ноябрь — «На тройке»:
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»
Н.А.Некрасов
Михаил Казиник: «Для того, чтобы говорить о „Тройке“ (Ноябрь) мне нужно всего несколько секунд. Это — музыка, которая вообще чуть ли не во всем мире самая русская. Это то, что больше всего любил Рахманинов, это его „бисовка“. И еще мне кажется, что тема Третьего фортепианного концерта Рахманинова в какой-то степени и чисто ментально вышла из простоты темы „На тройке“. <…> Это же тайна — эта музыка, она навсегда останется загадкой. Потому что никто никогда не сможет понять, как Рахманинов сумел написать такую простую-простую тему, которая, ну, собственно, и есть Россия. Вот все! Больше ничего не надо говорить, только сыграть! Что такое русское? Что такое русская земля? Что такое русский человек? Вот надо начать играть эту тему — вот она земля, вот он человек! Это невозможно ни во Франции, ни в Китае, ни в Японии, ни в какой другой цивилизации. Это возможно только в России. И вторая такая мелодия была заранее до этого написана Чайковским — „На тройке“. А стихи, правда, из Некрасова. <…> Из Некрасова выбраны четыре строчки с предложением „затушить тоскливую тревогу“. Эта музыка открывает такой антидепрессивный эмоциональный человеческий тонус, который я предлагаю как один из рецептов, как одно из лекарств, наряду с финалом Первого фортепианного концерта Бетховена…»
Декабрь — «Святки»:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.»
В.А.Жуковский
Михаил Казиник: «Последняя пьеса (Декабрь — „Святки“) — это Жуковский, это гофмановское ощущение святости и Рождества, этого снега, этих удивительных обрядов, и один из великих вальсов Чайковского…»

Последние выпуски программы

Путешествие во «Времена года» — Октябрь

Михаил Казиник и Алексей Ботвинов подходят к одному из шедевров не только двенадцати пьес цикла П.И. Чайковского «Времена года» но, пожалуй, и всей мировой музыки. «Осенняя песнь» занимает в цикле особое место...

Путешествие во «Времена года» — Июль, Август, Сентябрь

Следующие три пьесы из цикла П.И. Чайковского «Времена года» - «Июль», «Август», «Сентябрь» - авторы объединяют в единое скерцо, рассматривая при этом само произведение как некую симфоническую форму...

Путешествие во «Времена года» — Май, Июнь

Играя и слушая «Времена года», авторы проводят интересные параллели с музыкой Шумана и разъясняют почему «Баркарола» у Чайковского вовсе не «Баркарола» на самом деле…