Путешествие во «Времена года» — Май, Июнь

  • 19 января 2011
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Играя и слушая «Времена года», Михаил Казиник и Алексей Ботвинов проводят интересные параллели с музыкой Шумана в пьесе «Май» («Белые ночи») и разъясняют почему июньская «Баркарола» у Чайковского вовсе не «Баркарола» на самом деле…
Как уже говорилось, Чайковский сочинял свой цикл «Времена года» по заказу Николая Матвеевича Бернарда — редактора и владельца сверхпопулярного в те годы музыкального журнала «Нувеллист», за что получал довольно щедрый гонорар. Нуждаясь в деньгах на тот период как никогда, композитор был исполнен самой искренней благодарности к своему заказчику, о чем не забывал упоминать едва ли не в каждом письме к нему. В одном из них он писал:
«Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пиэсы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений».
Смотря с позиции сегодняшнего дня, несложно рассудить, что если финансовая сторона и имела в свое время далеко не самое последнее значение, то свою актуальность она потеряла с тех самых пор, когда «Времена года» Чайковского вошли в золотой фонд русской музыкальной культуры.
Михаил Казиник: «Невозможно никакими деньгами оценить того, что совершено этими двенадцатью пьесами. Мы часто говорим о них как о хрестоматийных пьесах, о картинках родной природы, о связи с поэзией. Но мы не говорим о том, что это настоящая та творческая революция, которая заставила тысячи людей пересмотреть взгляд на домашнее музицирование…»
Май — «Белые ночи»:
«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!»
А.А.Фет
Алексей Ботвинов: «Мне кажется, что единственный композитор, который серьезно повлиял на фортепианную музыку Чайковского, был, конечно, Роберт Шуман. Хотя он никогда в этом не признавался, даже где-то ругал его. Но на самом деле влияние его колоссально. И в средней части пьесы „Май“ („Белые ночи“) это для меня — явная аллюзия на Шумана».
Июнь — «Баркарола»:
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять»
А.Н.Плещеев
Михаил Казиник: «Моя задача сейчас сделать все, чтобы мы очистили эту всеми любимую „Баркаролу“ от традиционных наслоений. Мы показали бы, что это — история любви, а не прогулка по воде. И кульминация здесь — это не какая-то буря, как обычно говорят нам. Речь идет об одном из самых великих любовных дуэтов, любовных описаний в мировой музыкальной культуре. Послушайте — это так! И вы очиститесь через „Баркаролу“, потому что в центре — в Июне — стоит идея зрелой чуткой любви».

Последние выпуски программы

Путешествие во «Времена года» — Ноябрь, Декабрь

Если собрать вместе все двенадцать пьес цикла П. И. Чайковского «Времена года», то окажется что звучат они чуть более сорока минут. Однако, как несоизмерим этот масштаб в контексте музыкальной истории….

Путешествие во «Времена года» — Октябрь

Михаил Казиник и Алексей Ботвинов подходят к одному из шедевров не только двенадцати пьес цикла П.И. Чайковского «Времена года» но, пожалуй, и всей мировой музыки. «Осенняя песнь» занимает в цикле особое место...

Путешествие во «Времена года» — Июль, Август, Сентябрь

Следующие три пьесы из цикла П.И. Чайковского «Времена года» - «Июль», «Август», «Сентябрь» - авторы объединяют в единое скерцо, рассматривая при этом само произведение как некую симфоническую форму...