«Я — Сергей Образцов»

  • 9 октября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Большая человеческая жизнь, то есть одна человеческая история на фоне ещё более величественной, а местами и страшной большой советской Истории — в спектакле Государственного центрального театра кукол имени С. В. Образцова «Я — Сергей Образцов».
В основе спектакля — воспоминания основателя этого легендарного театра, а поставлен спектакль его внучкой Екатериной Образцовой. Для тех, кто не в теме, — она работает много лет в Образцовском театре штатным режиссером и, наверное, треть относительно нового репертуара поставлена ею. Тут надо сказать еще, что Образцовский театр — явление уникальное, многие спектакли из «золотого фонда» идут там по 50 лет, а есть и такие, премьера которых случилась ещё до начала Великой Отечественной войны.
«Я — Сергей Образцов»
Так вот, к недавнему юбилею театра Екатерина Образцова решила поставить спектакль, посвященный великому её деду, причем самого его тоже вывести на сцену, а роль его она доверила Евгению Цыганову, актеру известному, но, в отличие, например, от недавно ушедшего Валерия Гаркалина, кажется, не имевшего опыта работы с куклами.
И хотя почти без исключения все рецензенты с восторгом пишут об игре самого Цыганова, спектакль «Я — Сергей Образцов» ценен не только благодаря участию известного и, наверное, можно сказать, выдающегося артиста. В нем много кукол, много замечательных переходов от кукол к живому плану (так говорят, когда в кукольном плане на сцену выходят актеры) и обратно, в нем вообще много работы, умелой и тонкой. Не теряя увлеченности фигурой заглавного героя, авторы спектакля не раз «упираются» или задевают об острые углы советской истории, которые — и тупики, и рифы — сам Образцов прошел почти безболезненно, но каждый такой поворот он переживал, пытался осмыслить, задним числом что-то и переосмысливал, и переоценивал, причем и режиссер, и Цыганов не пытаются скрыть растерянности главного героя перед этими каждый раз трудными открытиями, не пытаясь представить Образцова ни умнее, ни лучше, хотя Сергей Владимирович был человеком образованным, неглупым и, наверное, его можно назвать хорошим человеком — в том смысле, что никогда и никому он не делал зла, тем более не делал зла сознательно.
То есть, учебником по истории СССР, конечно, этот спектакль точно назвать нельзя, хотя история СССР вся прошла перед глазами великого кукольника и так или иначе, во многих подробностях она показана и описана словами в рассказах Цыганова-Образцова, ну и, конечно, перед глазами зрителей за два часа пролетает история одного из самых известных в мире театров кукол, которого, не случись Советского Союза, никогда бы не было.

Последние выпуски программы

«Ромео и Джульетта»

Не будучи балетным критиком — как говорится, вообще и никогда, — я, как говорится, не могу молчать и не отозваться на премьеру «Ромео и Джульетты» в Большом театре, на очередное возобновление балета Леонида Лавровского, возвращённого на историческую сцену Большого театра народным артистом СССР, великим танцовщиком и хореографом, и сыном Леонида Лавровского Михаилом Лавровским.

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….