«Дачники на Бали, или „Асса“ 30 лет спустя»

  • 3 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Полное название спектакля, премьеру которого сыграли в Театре на Малой Бронной в сентябре, — «Дачники на Бали, или „Асса“ 30 лет спустя». «Горькая пьеса» — это можно было бы считать ещё одним, третьим названием, но этими словами режиссёр Константин Богомолов обозначает жанр. И тут — очевидная игра с автором, чья пьеса стала источником вдохновения, одним из. Режиссёр не скрывает, что новый спектакль — это его сценическая фантазия по мотивам пьесы Максима Горького «Дачники». Сравнение списка действующих лиц говорит о том, что больше половины героев тех, горьковских «Дачников», пригодились, остальные, в том числе, например, барышня в розовом и барышня в голубом до Бали не доехали. Зато, поскольку время действия сдвигается ближе к Новому году, у Богомолова на сцене появляются актёры, которым предстоит сыграть Деда Мороза и Снегурочку.
Подробности сюжета и немаловажные детали нового спектакля Театра на Бронной быстро распространились по Москве и, что стало уже традицией, сопровождающей премьеры Богомолова, это лишь усилило спрос. Все билеты проданы, хотя стоят недёшево. И, в отличие от примеров, которым не раз становился свидетелем в других театрах, сфотографировавшись в гардеробе и в зале, зрители исправно высиживают все три действия — да-да, спектакль идёт три часа с двумя антрактами. Всё, что одни с восторгом, а другие с ужасом рассказывали после премьеры, оказывается правдой. «Дачников на Бали…» действительно можно рассматривать как художественное сопровождение одного из литературных манифестов Богомолова, того, что посвящено релокантам. Герои «Дачников» Горького или, наверное, правильней их назвать тезками горьковских героев в результате известных событий, хотя не только по причине расхождения во взглядах, уехали из Москвы и живут теперь на Бали, продолжая обсуждать московскую жизнь и страдают от безделья. Шалимов, которого играет Игорь Миркурбанов, здесь не писатель, а бард и, как уже рассказано до меня многими другими, без обиняков играет Гребенщикова и даже поет его песни. Очень хорошо играет, до поры до времени мелодраматично, но его мелодрама, в отличие от других, оборачивается трагедией. Когда-то Гребенщиков пел в соловьевской «Ассе». 30 лет спустя он поет в «Дачниках на Бали», собравшем, как «Асса» когда-то главных маргиналов сегодняшней России. Только в «Ассе» аутсайдеры выползали из тени на свет, а нынешние — наоборот — бежали из Москвы, покинув светские вечеринки.
«Дачники на Бали, или „Асса“ 30 лет спустя»
Горьковская «поляна перед террасой» в спектакле превратилась в узкую полоску пляжа, между бассейном и морем. Тут надо отдать должное остроумию режиссёра и художника Ларисы Ломакиной, — можно предположить, что отталкивались от цвета нынешнего зала и кресел театра, синего и голубого. В результате зал — с партером и балконом — можно рассматривать как море-океан, а зрители, рассаженные на таких же синих стульях на сцене, в таком контексте изображают бассейн, и если кто-то из них во время спектакля вдруг достает и включает телефон, яркий экран превращается в солнечный блик на воде и всё это на руку художественному решению
Богомолов почувствовал что-то очень важное в сегодняшней жизни и, в том числе, в изменившихся вкусах потребителей театрального искусства, которые вечерами «глушат» уже не водку, а телесериалы. И предлагает привычный и в то же время очень качественный продукт, где 3 действия развиваются как минисериал, без какой-либо суеты, где самые страшные ужасы герои описывают без надрыва, а зрители, прильнув к экрану, то есть, к сцене, но и к экранам тоже, поскольку экраны — непременные участники спектаклей Богомолова, с увлечением следят за жизнью героев.
Кто с кем, кто куда, когда в конце серии ты уже с интересом ждёшь, что же и с кем случится в следующей. И ещё: от спектакля к спектаклю очевиднее, что Богомолов собирает и развивает свою труппу, даже можно сказать, свою школу, в которой помимо Миркурбанова, всё более значительными и интересными становятся работы Леры Горина, Ани Патокиной, Анастасии Базыкиной, Василисы Перелыгиной.

Последние выпуски программы

«Ромео и Джульетта»

Не будучи балетным критиком — как говорится, вообще и никогда, — я, как говорится, не могу молчать и не отозваться на премьеру «Ромео и Джульетты» в Большом театре, на очередное возобновление балета Леонида Лавровского, возвращённого на историческую сцену Большого театра народным артистом СССР, великим танцовщиком и хореографом, и сыном Леонида Лавровского Михаилом Лавровским.

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….