Ее полюбили Массне и Россини: вечная «Золушка»

Дата публикации: 2 октября 2022

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«В одном царстве-государстве в стародавние времена жила-была счастливая семья: отец, мать и их любимая дочка, в которой они души не чаяли. Жили они не тужили, пока однажды мать тяжело заболела и умерла. Вскоре отец женился на другой женщине, вдове у которой были две своих дочки. С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу, заставляя ее делать всю грязную и тяжелую работу по дому. То и дело говорила кричала на бедную девушку: „А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды! А теперь, бездельница, подметай пол! Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин, да выгреби золу!“. От грязной работы девочка всегда была выпачкана. Вскоре все, даже отец, стали называть ее Золушкой, да и она сама позабыла свое имя».
Ее полюбили Массне и Россини: вечная «Золушка»
Сколько авторов у сказки про Золушку? По крайней мере трое — братья Гримм и Шарль Перро. На самом же деле их гораздо больше, ибо сюжет этот был весьма расхожим не только в Западной Европе, но и в императорском Китае, и в Древнем Египте. И всегда местный народный фольклор добавлял в сказку свою особую специфику, например, когда место принца занимал сын фараона. Общим для всех этих разных версий был один и тот же хороший конец: Золушка выходила замуж. А вот что касается оперного воплощения этой старинной сказки, то у каждого из них есть автор. А одноименных опер с таким названием написано более пяти, по крайней мере, и две из них пользуются у зрительской аудитории большим успехом. Это оперы итальянца Джоаккино Россини и француза Жюля Массне.
Комическая опера Россини «Золушка, или Торжество добродетели» увидел огни рампы в 1817 году, естественно, в Риме. Композитор-виртуоз сочинил музыку менее чем за месяц. Гораздо больше времени ушло на партитуру оперы «Золушка» у Жюля Массне. Литературной основой послужила сказка его соотечественника Шарля Перро. Массне писал оперу 1894–1895 годах, почти через восемьдесят лет после Россини. Премьера прошла в 1899 году в Париже. Объединял эти музыкально-драматические произведения не только общий сюжет, но и то, что их авторы в момент создания опер находились в зените своей композиторской славы. Ну, а чем же отличались эти оперы? Всё очень просто: именами действующих лиц. У Россини Золушку звали Анджелина, а принца — Рамиро. Что же касается оперы Массне, то в его произведении главную героиню звали Люсетта, а принца — Шарман. Как и положено во французской сказке.

Последние события

Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет» пройдёт в Москве

Творческий вечер «Дунаевские. Двойной портрет» к 80-летию Максима Дунаевского и 125-летию со дня рождения Исаака Дунаевского состоится 4 февраля в Московском театре оперетты.

Мариинка посвятит показ балета «Медный всадник» юбилею Глиэра

Балет Рейнгольда Глиэра «Медный всадник» в постановке Юрия Смекалова представят 16, 17 и 18 января на новой сцене Мариинского театра. Первый показ посвятят 150-летию со дня рождения композитора.

Актёрский состав «Одиссеи» Нолана

В новом фильме режиссёра Кристофера Нолана, который станет киноадаптацией «Одиссеи» Гомера, снимутся Зендея, Том Холланд и Роберт Паттинсон.