В ожидании «Блудного сына»: балет Прокофьева
Дата публикации: 24 сентября 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Скажу Вам откровенно — сейчас я от этой музыки просто не могу отвязаться — разные темы, обороты, гармонии так и звенят у меня в голове. Но сперва я был как-то ошарашен… И прозрачная фактура, очень ясная полифония, совсем не громоздкие и с редкими резкостями гармонии — все как-то ново, необычно и в то же время ни на кого, кроме Вас, не похоже. Я начинаю думать, что это одно из удачнейших и своеобразнейших Ваших сочинений». Такова была высокая оценка, данная балету Сергея Прокофьева «Блудный сын» Николаем Мясковским. Уже название балета говорит нам о том особом месте, которое он занимает в творчестве композитора. Ведь и сам Сергей Сергеевич, в конце концов, возвратился после долгих скитаний на Родину. А литературным мотивом нового произведения композитора послужило «Евангелие от Луки».
Герои библейской притчи о блудном сыне — это отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, представляющий образ самоправедного верующего и блудный младший сын, вернувшийся в дом отца своего со словами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Отец простил раскаивавшегося сына, проявив к нему милосердие. Темой прощения было наполнено и либретто балета Сергея Прокофьева. Три картины составили содержание одноактного спектакля: Уход, Скитания, Возвращение. Премьера балета, поставленного труппой Русского балета Сергея Дягилева, прошла в мае 1929 года в Париже в Театре Сары Бернар. За дирижерским пультом стоял автор музыки. Партию Блудного сына танцевал Серж Лифарь. Ставил балет Джордж Баланчин. Отношения между режиссёром и композитором не заладились, они так и не смогли понять и простить друг друга. «Прокофьев пришел в ужас от моей постановки, он ненавидел то, что я делал с его музыкой А Дягилев, конечно, на Прокофьева наорал, что он ничего не понимает в балете. И Прокофьеву пришлось смириться, потому что командовал парадом Дягилев», — так вспоминал Баланчин. Вскоре после премьеры Сергей Дягилев ушел из жизни, что привело к распаду его балетной труппы. А в 1936 году Сергей Сергеевич Прокофьев окончательно перебрался на Родину.
Последние события
Авторская песня звучит в московском Гостином дворе
Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям Всероссийского патриотического фестиваля авторской песни и поэзии «Покровский собор». Форум продлится до 19 января.
Большой театр как памятник архитектуры
Выставку к 200-летию здания Большого театра представляют в Библиотеке архитекторов и урбанистов в Москве. В экспозиции — издания об истории театра от первой постройки до наших дней.
Бахрушинский музей открыл выставку в Люксембурге
Выставка Театрального музея имени Бахрушина «Волшебник императорских театров Александр Головин» открылась в Русском доме в Люксембурге.