Красота и спасение

Дата публикации: 9 марта 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Они были современниками. Один при жизни довольствовался известностью в пределах своей страны, другой — сделав громкую карьеру, — снискал всеевропейскую славу. Один коллекционировал музыкальные инструменты, преподавал и воспитывал детей, другой — покорял оперные сцены, собирал картины, обожал цветы и вкусную трапезу. Они были истинными детьми эпохи, во многом похожими, но ещё больше — разными. И они никогда не встречались. Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.
И Бах, и Гендель — образцовое воплощение музыкального барокко. Оба словно дополняют друг друга. Театральная эффектность, яркость и мощь Генделя прекрасно оттеняют сакральность Баха. Популярные оперы в итальянском стиле и ветхозаветные оратории, с одной стороны, — и евангельские сюжеты хоровой, органной, клавирной музыки, — с другой. А между ними — общность мировосприятия и единый музыкальный язык. Об одном таком примере — прямо сейчас.
Красота и спасение
То, что сейчас звучит, — знаменитая ария из оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования». По сюжету четыре персонажа — Красота, Удовольствие, Время и Разочарование — выясняют кто главный. Красота старается забыть о своей недолговечности, Удовольствие утешает Красоту, но Время и Разочарование напоминают, что всё в мире недолговечно. В тот момент, когда Удовольствие обращается к Красоте, звучит ария, характер которой полностью соответствует персонажам: невыразимо прекрасная мелодия на фоне мягкой, вкрадчивой хоральной поступи сарабанды.
Через пару лет после оратории Гендель пишет оперу «Ринальдо». Одним из хитов сочинения моментально становится ария принцессы Альмирены: девушка томится в плену у волшебницы Армиды и оплакивает судьбу. Образ хрупкой невинности, надеющейся на спасение, побуждает Генделя вновь обратиться к той же арии — музыке трогательной, почти ускользающей красоты.
Пройдет ещё лет десять, прежде чем придворный музыкант из Кётена Иоганн Себастьян Бах сочинит прелюдию с точно таким же началом как у Генделя. Музыкальный словарь эпохи — в действии: никаких цитат или заимствований. Но как похож образ!
До мажорная прелюдия из Первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха — это музыкальная икона Благовещения — евангельского сюжета о грядущем спасении… Финальным штрихом к небесным арпеджио баховской прелюдии станет мелодия, очень напоминающая арию Генделя. Сочинит её через сто с лишним лет французский композитор Шарль Гуно. Что он сделает? Ничего особенного. Просто завершит картину тихого душевного ликования и ожидания спасительного чуда… Ave Maria.

Последние события

«Три сестры» собрали полный зал

Премьера первых двух серий сериала «Три сестры» состоялась на кинофестивале «Горький fest». Роль матери трёх сестер досталась Ларисе Гузеевой.

Профессия — артист симфонического оркестра

В Москве состоялась церемония награждения лауреатов VIII Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра. Это конкурс, который проводит Московская филармония среди молодых музыкантов.

Самые здравомысляще люди

Документальный фильм «Лучше сойти с ума в дикой природе» победил на кинофестивале в Карловых Варах. Главные герои — эксцентричные 60-летние братья-близнецы, живущие на ферме в глуши.

Поиск по сайту